среда, 2 сентября 2015 г.

Минфин выпустил очередное письмо о выполнении российским лицом функций налогового агента при выплате дохода российскому бенефициару через кондуитную кипрскую компанию (Письмо Минфина РФ от 12.08.2015 № 03-08-05/46613)




Минфин продолжает издавать в целом однообразные по содержанию письма о том, каким образом российское лицо, выплачивающее доход иностранной организации, должно выполнять функции налогового агента, если фактическим получателем дохода является не эта организация, а российский бенефициар (письмо МФ РФ от 12.08.2015 № 03-08-05/46613).
В одних из таких писем Минфин указывает на то, что российское лицо должно удержать сумму НДФЛ из доходов российского бенефициара, в других не указывает. На этот раз об удержании снова указано.
Минфин отметил следующее: если фактическим получателем доходов в виде процентов и (или) дивидендов является физическое лицо - резидент Российской Федерации, применяется пункт 1 статьи 226 Кодекса, в соответствии с которым российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, УДЕРЖАТЬ у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
В случае когда фактическим получателем доходов в виде процентов и (или) дивидендов является физическое лицо, НЕ являющееся резидентом Российской Федерации, налог УДЕРЖИВАЕТСЯ банком, выполняющим функцию налогового агента, на основании соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения.


Вопрос: О выполнении российским банком функций налогового агента при выплате дохода кипрской компании, если фактическим получателем дохода является физлицо - резидент (нерезидент) РФ, а также об информировании российской организацией налогового органа о выплате доходов иностранной организации, если фактическим получателем дохода является российский резидент.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 августа 2015 г. N 03-08-05/46613

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке выполнения функции налогового агента российским банком при выплате доходов резиденту Кипра, не имеющему фактического права на такие доходы, сообщает следующее.
Пунктом 1 пункта 4 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:
1) в случае если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) в случае если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.
Таким образом, в случае если российским банком выплачивается доход кипрской компании и при этом фактическим получателем такого дохода является иное лицо, российским банком, выплачивающим доход, не удерживается налог с дохода кипрской компании, не имеющей фактического права на такой доход (его часть), однако такой российский банк может выступать налоговым агентом в отношении дохода, получаемого фактическим получателем, в случаях, предусмотренных Кодексом.
Так, в случае если фактическим получателем доходов в виде процентов и (или) дивидендов является физическое лицо - резидент Российской Федерации, применяется пункт 1 статьи 226 Кодекса, в соответствии с которым российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
В случае когда фактическим получателем доходов в виде процентов и (или) дивидендов является физическое лицо, не являющееся резидентом Российской Федерации, налог удерживается банком, выполняющим функцию налогового агента, на основании соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения.
Порядок информирования налогового органа об осуществлении выплаты дохода российской организацией иностранной организации, не являющейся фактическим получателем такого дохода, при условии, что таким фактическим получателем является российский резидент, предусмотренный подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Кодекса, до настоящего момента не утвержден.
Налогоплательщикам до момента утверждения указанного порядка следует руководствоваться письмом ФНС России от 20 апреля 2015 г. N ГД-4-3/6713@, содержащим временную рекомендуемую форму сообщения о выплате доходов в адрес иностранного лица, не имеющего фактического права на их получение, и рекомендации по ее заполнению.
Указанная форма, направленная письмом от 20 апреля 2015 г. N ГД-4-3/6713@, является рекомендуемой. До вступления в силу в установленном порядке приказа ФНС России об утверждении постоянного порядка информирования, предусмотренного подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Кодекса, источники выплаты вправе использовать для информирования налогового органа иные формы, в том числе самостоятельно разработанные.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
12.08.2015



Комментариев нет:

Отправить комментарий