среда, 4 февраля 2015 г.

ФНС напоминает: налоговики могут проверить цены по сделкам между ВЗЛ как в рамках ценовой, так и в рамках обычной налоговой проверки


        В правовой базе «Консультант+» размещено (хотя и со значительным опозданием) письмо ФНС России, где она более четко (чем ранее Минфин) высказала  свою позицию о том, как и когда налоговые органы будут проверять соответствие цен по сделкам между взаимозависимыми лицами рыночным ценам.
        Речь идет о письме ФНС от 16 сентября 2014 г. N ЕД-4-2/18674@, в котором содержится следующее.
Первым делом ФНС сослалась на одно из самых громких писем Минфина в сфере ТЦО. Министерство финансов Российской Федерации в письме от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 указало, что, исходя из совокупности норм Кодекса, сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы, а именно:
1)              на контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 Кодекса, и
2)              иные сделки между взаимозависимыми лицами (неконтролируемые).
Далее ФНС пишет: «Положения Кодекса лишь разграничивают полномочия в части налогового контроля цен в сделках по уровням системы налоговых органов в Российской Федерации. Проверка соответствия цен в контролируемых сделках, в силу положений пункта 1 статьи 105.17 Кодекса, осуществляется непосредственно ФНС России, проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Кодекса, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки. Положения абзаца 3 пункта 1 статьи 105.17 Кодекса предусматривают запрет на осуществление проверок цен в ходе камеральных и выездных налоговых проверок только в отношении контролируемых сделок».
     ФНС открытым текстом пишет о том, что налоговики могут проверять цены по сделкам между взаимозависимыми лицами не только в рамках ценовой, но и в рамках обычной (камеральной или выездной) проверки. Просто цены в контролируемых сделках проверяет ФНС России, а в неконтролируемых – территориальные налоговые органы.
Конечно, и Минфин в уже упомянутом письме от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145 указывал на возможность проверки цены сделки между взаимозависимыми лицами в рамках камеральной или выездной проверки в том случае, если сделка не соответствует критерию контролируемой. Но при этом Минфин делал оговорку, что это касается тех случаев, когда исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй Кодекса, исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ. ФНС такую оговорку делать не стала. Налоговая база по трем основным налогам (НДС, НДФЛ и налог на прибыль) согласно соответствующим нормам НК РФ во всех случаях определяется с учетом ст. 105.3 НК РФ (ст. ст. 154, 211, 274 НК РФ).
Зато сделана другая оговорка: при проверке цен по неконтролируемым сделкам налоговый орган помимо «нерыночности» этих цен, определяемой с помощью методов, указанных в гл. 14.3 НК РФ должен доказать факт манипулирования налогоплательщиком ценой в такой сделке, т.е. некий умысел на получение необоснованной налоговой выгоды в результате такого манипулирования.
       Каким же образом будет доказываться факт такого манипулирования - в письме не разъясняется. Не исключено, что налоговые органы будут просто ссылаться на совершение налогоплательщиком аналогичных сделок по другим ценам, отличающимся от той цены, которая применена им же в одной отдельно взятой сделке. А уже налогоплательщику придется объяснять налоговому органу и суду причины такого отклонения, т.е. необходимое экономическое обоснование.

Комментариев нет:

Отправить комментарий