Одним из
законопроектов, который ГосДума планирует рассмотреть в ближайшее время (март
2015 года) является законопроект №
461025-6 «О внесении изменения в статью 75 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации».
Его принятие
предполагает увеличение процентной ставки пени с одной трехсотой до одной ста
шестидесяти пятой действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка
РФ.
Инициатором законопроекта, внесенного
в ГосДуму еще в конце февраля 2014 года, является Законодательное собрание
Санкт-Петербурга, в обоснование его принятия оно обращает внимание на тот факт,
что «В настоящее время размер
пени составляет 1/300 ставки рефинансирования
за каждый день просрочки. Ставка рефинансирования, в свою очередь, на сегодня составляет 8,25% годовых. В то же время в банковской практике Санкт-Петербурга минимальная процентная ставка по банковским кредитам для юридических лиц составляет 15%, что превышает ставку рефинансирования на 81,8%. Указанное обстоятельство обуславливает использование налогоплательщиками просрочки в уплате налогов и сборов в качестве экономически более выгодной альтернативы банковскому кредиту».
за каждый день просрочки. Ставка рефинансирования, в свою очередь, на сегодня составляет 8,25% годовых. В то же время в банковской практике Санкт-Петербурга минимальная процентная ставка по банковским кредитам для юридических лиц составляет 15%, что превышает ставку рефинансирования на 81,8%. Указанное обстоятельство обуславливает использование налогоплательщиками просрочки в уплате налогов и сборов в качестве экономически более выгодной альтернативы банковскому кредиту».
Иными словами, в
нынешних условиях недобросовестным налогоплательщикам гораздо выгоднее
кредитоваться за счет государства, чем за счет коммерческих банков.
Предлагаемым проектом
федерального закона размер пени за просрочку в уплате налогов и сборов увеличен
на 81,8% по сравнению с установленным в настоящее время и равен минимальной существующей в Санкт-Петербурге ставке банковского
кредита для юридических лиц.
По мнению петербургских
депутатов с принятием данного законопроекта у налогоплательщиков исчезнет
экономический стимул использовать просрочку в уплате налогов и сборов в
качестве альтернативы банковскому кредиту.
Между тем, Правительство еще в 2014 году дало свое отрицательное
заключение на законопроект. Оно отметило, во-первых, что использование ставки рефинансирования, определенной
исходя из минимальной процентной ставки по банковским кредитам для
юридических лиц в г. Санкт-Петербурге, в целях повышения размера пеней для всех
налогоплательщиков на территории РФ представляется необоснованным.
Во-вторых,
по мнению Правительства, увеличение размера пеней создаст дополнительное
обременение для налогоплательщиков. Следует учитывать, что при неисполнении
обязанности по уплате налога помимо начисления пеней к налогоплательщику могут
быть применены меры ответственности в виде денежных взысканий (штрафов), а при
определенных условиях и уголовное наказание.
Между тем,
буквально на днях, выступая на коллегии ФНС, министр финансов РФ Антон Силуанов согласился с тем, что
норму о процентной ставке пени необходимо менять, поскольку в условиях
неизмененной ставки рефинансирования ЦБ, от которой считаются пени
за просрочку и неуплату налогов, многие
налогоплательщики несвоевременно уплачивают налоги в бюджет, имея ввиду,
что лучше заплатить штраф, нежели взять ресурсы в банках, которые
привязаны к ключевой ставке ЦБ в 15% или собственные оборотные
средства.
При этом из
слов министра можно сделать вывод о том, что необходимо отказываться от
привязки пени к ставке рефинансирования. Видимо, его вариант в отличие от
предложения петербургских депутатов будет предполагать привязку пени к ключевой
ставки без повышения самой процентной ставки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий