Судебная
практика продолжает пополняться решениями судов, в которых речь идет о применении
или необходимости учета новых норм налогового законодательства, содержащихся в Федеральном
законе от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
принципов определения цен для целей налогообложения" (или, проще
говоря, в Законе о трансфертном ценообразовании).
Одно из нововведений
этого закона сводится к тому, что отклонение цены сделки от рыночной цены само
по себе не является основанием для проверки правильности применения цены и
учета результатов такой проверки при последующем доначислении налога. Необходимо
сначала чтобы сделка была признана контролируемой. Правда, Минфин и ФНС исходят
из того, что проверить цену можно и в неконтролируемой сделке, но только если
ее стороны являются взаимозависимыми лицами. Да и то это касается случаев,
когда в соответствии с нормами ч. 2 НК РФ именно исходя из рыночной цены
подлежит исчислению налоговая база по НДС, НДФЛ или налогу на прибыль.
АС
Западно-Сибирского округа рассмотрел дело со следующей фабулой.
Налогоплательщик приобрел имущественный комплекс с земельным участком,
представил налоговую декларацию по НДС за
4-ый квартал 2012 года, в которой заявил вычет по приобретенным объектам.
Налоговый орган в рамках камеральной
проверки данной декларации, не оспаривая общую стоимость приобретенного
недвижимого имущества (включая земельный участок), пришел к выводу об
искусственном занижении стоимости земельного участка, не подпадающего под
обложение НДС, за счет завышения стоимости остальных объектов с целью
увеличения суммы налоговых вычетов по НДС и получения необоснованной налоговой
выгоды в виде неправомерного возмещения НДС из бюджета.
Данный
вывод был сделан налоговым органом на основании отчета оценщика, привлеченного
в порядке ст. 95 НК РФ. Таким образом, налоговый орган в рамках камеральной
проверки осуществил проверку соответствия цены сделки (в разрезе отдельных
объектов) рыночной цене.
Суды
признали такую проверку неправомерной, отметив при этом, в частности,
следующее.
В
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации право налогового органа
осуществлять контроль за ценами ограничено строго определенными случаями.
Положения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации со дня вступления в
силу закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
принципов определения цен для целей налогообложения" применяются
исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в
соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации до дня
вступления в силу указанного закона (пункт 6 статьи 4 Закона N 227-ФЗ).
Следовательно, при камеральной налоговой
проверке налоговой декларации за 4 квартал 2012 года ст. 40 НК РФ применяться
не могла. Положения глав 14.2, 14.3 НК РФ о контроле цен по сделкам между
взаимозависимыми лицами также в данном случае применяться не могли, поскольку
судами не установлена взаимозависимость Общества и его контрагента. При
этом нормы НК РФ не предусматривают, что цена сделки, не являющейся
контролируемой, может быть предметом контроля в рамках обычных (камеральных и
выездных) проверок.
С судебными
актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий