вторник, 23 апреля 2013 г.


КОГДА НЕЛЬЗЯ НАЗНАЧИТЬ ПОВТОРНУЮ ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ?

 
Как известно, в Налоговом кодексе РФ есть такое неприятное для налогоплательщиков понятие как «повторная выездная проверка». И хотя высшие судебные инстанции «борются» с этими проверками как могут (см. например постановление Конституционного суда РФ от 17.03.2009 № 5-П, постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15129/11) они, тем не менее, проводятся и будут проводиться, поскольку в целом предусмотрены НК РФ и в целом являются законными, а вот условия и ограничения по их проведению соблюдаются далеко не всегда, что и порождает многочисленные споры между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Например, не так давно ФАС Северо-Западного округа рассмотрел одно интересное дело, где по его обстоятельствам, налоговый орган (Инспекция ФНС) сначала провел выездную проверку предпринимателя, а затем вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС) отменил решение того налогового органа и назначил на основании подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ повторную налоговую проверку.


Казалось бы с виду все законно, однако суды, рассматривавшие дело, пришли к выводу, что первоначальная проверка налоговым органом осуществлялась в отношении гражданина как простого физического лица, а не как в отношении предпринимателя (в частности потому, что в акте проверки прямо не закреплено, что проверка осуществлялась в отношении гражданина как индивидуального предпринимателя, напротив, проверяющие уделили внимание в ходе проверки именно вопросу имущественного вычета, характерного для физических лиц).

И возник вопрос, а так ли уж это важно, что первоначальная проверка проводилась в отношении лица, формально не поименованного как «индивидуальный предприниматель», а повторная проверка – в отношении этого же самого лица, но уже в качестве предпринимателя?

Суды пришли к выводу, что этот момент все-таки имеет правовое значение и изначальное определение статуса лица, в отношении которого проводятся контрольные мероприятия, влияет на соблюдение законных интересов налогоплательщика. Было отмечено, что налоговое законодательство различает понятия "индивидуальные предприниматели" и "физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями", в частности в вопросе порядка принудительного исполнения налоговых обязательств указанными лицами.

В итоге суд констатировал, что выездная проверка, проведенная Управлением в отношении предпринимателя, не является повторной, поскольку первоначальная проверка проведена Инспекцией в отношении налогоплательщика - физического лица, что является самостоятельным основанием для признания недействительным принятого Управлением решения о проведении такой проверки.

Более детально с судебными актами по данному делу, в т.ч. с постановлением ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2013 по делу № А21-4082/2012 вы можете ознакомиться здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий