КОГДА НЕЛЬЗЯ НАЗНАЧИТЬ ПОВТОРНУЮ ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ?
Как известно, в Налоговом кодексе РФ есть такое
неприятное для налогоплательщиков понятие как «повторная выездная проверка». И
хотя высшие судебные инстанции «борются» с этими проверками как могут (см.
например постановление Конституционного суда РФ от 17.03.2009 № 5-П,
постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15129/11) они, тем не
менее, проводятся и будут проводиться, поскольку в целом предусмотрены НК РФ и
в целом являются законными, а вот условия и ограничения по их проведению
соблюдаются далеко не всегда, что и порождает многочисленные споры между
налоговыми органами и налогоплательщиками.
Например, не так давно ФАС Северо-Западного округа
рассмотрел одно интересное дело, где по его обстоятельствам, налоговый орган (Инспекция
ФНС) сначала провел выездную проверку предпринимателя, а затем вышестоящий
налоговый орган (Управление ФНС) отменил решение того налогового органа и
назначил на основании подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ повторную налоговую проверку.
Казалось
бы с виду все законно, однако суды, рассматривавшие дело, пришли к выводу, что
первоначальная проверка налоговым органом осуществлялась в отношении гражданина
как простого физического лица, а не как в отношении предпринимателя (в
частности потому, что в акте проверки прямо не закреплено, что проверка
осуществлялась в отношении гражданина как индивидуального предпринимателя,
напротив, проверяющие уделили внимание в ходе проверки именно вопросу
имущественного вычета, характерного для физических лиц).
И
возник вопрос, а так ли уж это важно,
что первоначальная проверка проводилась в отношении лица, формально не
поименованного как «индивидуальный предприниматель», а повторная проверка – в
отношении этого же самого лица, но уже в качестве предпринимателя?
Суды пришли к выводу, что этот момент все-таки имеет
правовое значение и изначальное
определение статуса лица, в отношении которого проводятся контрольные
мероприятия, влияет на соблюдение законных интересов налогоплательщика. Было отмечено,
что налоговое законодательство различает понятия "индивидуальные
предприниматели" и "физические лица, не являющиеся индивидуальными
предпринимателями", в частности в вопросе порядка принудительного
исполнения налоговых обязательств указанными лицами.
В итоге суд констатировал, что выездная проверка, проведенная Управлением в отношении предпринимателя,
не является повторной, поскольку первоначальная проверка проведена Инспекцией в
отношении налогоплательщика - физического лица, что является самостоятельным
основанием для признания недействительным принятого Управлением решения о
проведении такой проверки.
Более
детально с судебными актами по данному делу, в т.ч. с постановлением ФАС
Северо-Западного округа от 18.02.2013 по делу № А21-4082/2012 вы можете
ознакомиться здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий