суббота, 20 апреля 2013 г.


ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ВЫЗЫВАТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ДЛЯ ДАЧИ ПОЯСНЕНИЙ НЕ ВО ВРЕМЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ?


Этот вопрос интересует многих также как и вопрос что будет, если не явиться в налоговый орган для дачи пояснений, не связанных с проведением налоговой проверкой (например, на т.н. «убыточные», «зарплатные» комиссии). Формально у налоговиков есть право вызова для дачи пояснений, сформулированное в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ следующим образом: Налоговые органы вправе  вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
 Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.

Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
При этом, п. 5 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.
Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственных надзор (контроль). Так, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет:
- для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1000 руб.;
- на должностных лиц - наложение штрафа от 1000 руб. до 2000 руб.
Налоговый же кодекс какой-либо подобной ответственности не предусматривает.

Судебная практика по вопросу о правомерности вызова налогоплательщиков для дачи пояснений не всегда складывается в пользу последних. Особенно выделяется здесь ФАС Дальневосточного округа. При этом его постановления, принятые в пользу налоговых органов поддерживает даже ВАС РФ (см., например, определение ВАС от 25.01.2013 № ВАС-18148/12).

Общество обратилось в суд с просьбой признать незаконным уведомление ИФНС г. Владивостока о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Как было установлено в суде, налоговый орган вызвал представителей общества для дачи пояснений о причине возникновении убытка по налогу на прибыль. Организации предлагалось вместе с пояснениями представить налоговые регистры за весь 2011 год.
Как утверждал заявитель, он вправе не реагировать на данные требования, и у налоговиков не было законных оснований для направления данного письма. Данного рода «приглашения» могут высылаться только в рамках налоговой проверки, и решения о ее проведении не принималось.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая уведомление недействительным, арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 31, 32, 82, 87, 88 НК РФ, Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пришел к выводу о том, что требование инспекции о предоставлении пояснений и документов может быть предъявлено налоговым органом только в рамках осуществления им налогового контроля в форме налоговой проверки.
Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с позицией налогоплательщика и суда первой инстанции. В рамках разбирательства дела был сделан вывод, что подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ позволяет проводить налоговый контроль и вне проверок.
Арбитры не нашли ничего незаконного в требовании налоговиков представить пояснения. Кроме того, вопрос об обоснованности отражения убытков непосредственно связан с исчислением налоговой базы. Требования налогоплательщика были отклонены.(См. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2013 г. № Ф03-917/2013)

Тем не менее, даже если не получится оспорить в суде правомерность вызова для дачи пояснений, всегда есть шанс оспорить наложение штрафа за неявку в налоговый орган и этот шанс достаточно высок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий