ВПРАВЕ ЛИ
НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ВЫЗЫВАТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ДЛЯ ДАЧИ ПОЯСНЕНИЙ НЕ ВО ВРЕМЯ
НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ?
Этот вопрос интересует многих также как и вопрос что будет, если
не явиться в налоговый орган для дачи пояснений, не связанных с проведением
налоговой проверкой (например, на т.н. «убыточные», «зарплатные» комиссии).
Формально у налоговиков есть право вызова для дачи пояснений, сформулированное
в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ следующим образом: Налоговые органы вправе вызывать
на основании письменного уведомления в налоговые органы
налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи
пояснений в связи с уплатой (удержанием
и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах
и сборах.
Следует отметить, что к
праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать
налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность
налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и
обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании
письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.
Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21
отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной
деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих
служебных обязанностей.
При
этом, п. 5 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее
выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик
сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.
Частью
1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному
распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственных надзор
(контроль). Так, неповиновение законному распоряжению или требованию
должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно
воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей,
влечет:
-
для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере
от 500 руб. до 1000 руб.;
-
на должностных лиц - наложение штрафа от 1000 руб. до 2000 руб.
Налоговый
же кодекс какой-либо подобной ответственности не предусматривает.
Судебная практика по вопросу о правомерности вызова
налогоплательщиков для дачи пояснений не всегда складывается в пользу
последних. Особенно выделяется здесь ФАС Дальневосточного округа. При этом его
постановления, принятые в пользу налоговых органов поддерживает даже ВАС РФ
(см., например, определение ВАС от
25.01.2013 № ВАС-18148/12).
Общество
обратилось в суд с просьбой признать незаконным уведомление ИФНС г.
Владивостока о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Как было
установлено в суде, налоговый орган вызвал представителей общества для дачи
пояснений о причине возникновении убытка по налогу на прибыль. Организации
предлагалось вместе с пояснениями представить налоговые регистры за весь 2011
год.
Как
утверждал заявитель, он вправе не реагировать на данные требования, и у
налоговиков не было законных оснований для направления данного письма. Данного
рода «приглашения» могут высылаться только в рамках налоговой проверки, и
решения о ее проведении не принималось.
Удовлетворяя
заявленные требования и признавая уведомление недействительным, арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на
положения статей
31, 32, 82, 87, 88 НК РФ, Закона Российской
Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской
Федерации", пришел к выводу о том, что требование инспекции о
предоставлении пояснений и документов может быть предъявлено налоговым органом
только в рамках осуществления им налогового контроля в форме налоговой
проверки.
Суды апелляционной и
кассационной инстанций
не согласились с позицией налогоплательщика и суда первой инстанции. В рамках
разбирательства дела был сделан вывод, что подп.
4 п. 1 ст. 31 НК РФ позволяет проводить налоговый контроль и вне проверок.
Арбитры
не нашли ничего незаконного в требовании налоговиков представить пояснения.
Кроме того, вопрос об обоснованности отражения убытков непосредственно связан с
исчислением налоговой базы. Требования налогоплательщика были отклонены.(См. Постановление ФАС Дальневосточного округа от
27.03.2013 г. № Ф03-917/2013)
Тем не менее, даже если не получится
оспорить в суде правомерность вызова для дачи пояснений, всегда есть шанс
оспорить наложение штрафа за неявку в налоговый орган и этот шанс достаточно
высок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий