вторник, 23 апреля 2013 г.


КОГДА ПРОДЛЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗАКОННЫМ?


Налоговый орган должен доказать наличие исключительных оснований для продления выездной налоговой проверки, иначе такое продление будет являться незаконным.

К такому выводу при рассмотрении одного из дел пришел ФАС Волго-Вятского округа. Как известно, в силу п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Вот и при рассмотрении данного дела налоговый орган сначала продлил проводимую им выездную налоговую проверку до 4 месяцев, а затем до 6 месяцев. При этом в последнем случае продления он руководствовался следующим:

1) во время проверки в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в налоговые органы по месту нахождения контрагентов налогоплательщика направлено более 1000 поручений по истребованию документов у данных лиц, во исполнение которых представлено не более 50 процентов всех затребованных документов;
2) на основании ст. 90 НК РФ на допросы вызваны специалисты и работники налогоплательщика, обладающие информацией, необходимой для проведения дальнейших мероприятий налогового контроля. В связи с приостановлением деятельности налогоплательщика основная масса работников была уволена или находилась в административных отпусках, что затрудняет осуществление допросов на рабочем месте;
3) в связи с возникшими трудностями при квалификации работ по строительно-ремонтным договорам, заключенным с подрядными организациями, на основании ст. 96 НК РФ привлечен специалист для консультирования;
4) направлены запросы в лицензирующие органы по поводу увеличения уставного капитала налогоплательщика с момента образования до настоящего времени;
5) ведутся опросы должностных и материально ответственных лиц покупателей налогоплательщика.
Однако, оценив указанные основания продления срока выездной налоговой проверки налогоплательщика до шести месяцев, суды пришли к выводу о том, что они не являются исключительными и не могут служить достаточными основаниями для продления срока проверки. Причиной для такого вывода стало то, что налоговый орган не представил доказательств уважительных причин промедления с допросами свидетелей, привлечением специалиста и т.п. (более подробно с мотивировкой судебных решений можно ознакомиться из соответствующих судебных актов – здесь). Отмечу, что на сегодняшний день очень многие споры, связанные с продлением налоговой проверки решаются не в пользу налогоплательщиков, поэтому данное дело выглядит своеобразным исключением (см. постановление ФАС ВВО от 01.04.2013 по делу № А43-17631/2012 по вышеприведенной ссылке).

Комментариев нет:

Отправить комментарий