КОГДА ПРОДЛЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ЯВЛЯЕТСЯ
НЕЗАКОННЫМ?
Налоговый
орган должен доказать наличие исключительных оснований для продления выездной
налоговой проверки, иначе такое продление будет являться незаконным.
К такому выводу при рассмотрении одного из дел пришел
ФАС Волго-Вятского округа. Как известно, в силу п. 6 ст. 89 НК РФ выездная
налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок
может быть продлен до четырех месяцев, а в
исключительных случаях - до шести
месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой
проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Вот и при рассмотрении данного дела налоговый орган
сначала продлил проводимую им выездную налоговую проверку до 4 месяцев, а затем
до 6 месяцев. При этом в последнем случае продления он руководствовался
следующим:
1) во время проверки в соответствии со ст. 93.1 НК РФ
в налоговые органы по месту нахождения контрагентов налогоплательщика
направлено более 1000 поручений по истребованию документов у данных лиц, во
исполнение которых представлено не более 50 процентов всех затребованных
документов;
2) на основании ст. 90 НК РФ на допросы вызваны
специалисты и работники налогоплательщика, обладающие информацией, необходимой
для проведения дальнейших мероприятий налогового контроля. В связи с
приостановлением деятельности налогоплательщика основная масса работников была
уволена или находилась в административных отпусках, что затрудняет
осуществление допросов на рабочем месте;
3) в связи с возникшими трудностями при квалификации
работ по строительно-ремонтным договорам, заключенным с подрядными
организациями, на основании ст. 96 НК РФ привлечен специалист для
консультирования;
4) направлены запросы в лицензирующие органы по поводу
увеличения уставного капитала налогоплательщика с момента образования до
настоящего времени;
5) ведутся опросы должностных и материально
ответственных лиц покупателей налогоплательщика.
Однако, оценив указанные основания продления срока
выездной налоговой проверки налогоплательщика до шести месяцев, суды пришли к
выводу о том, что они не являются
исключительными и не могут служить
достаточными основаниями для продления срока проверки. Причиной для такого
вывода стало то, что налоговый орган не представил доказательств уважительных
причин промедления с допросами свидетелей, привлечением специалиста и т.п.
(более подробно с мотивировкой судебных решений можно ознакомиться из
соответствующих судебных актов – здесь). Отмечу, что на
сегодняшний день очень многие споры, связанные с продлением налоговой проверки решаются
не в пользу налогоплательщиков, поэтому данное дело выглядит своеобразным
исключением (см. постановление ФАС ВВО
от 01.04.2013 по делу № А43-17631/2012 по вышеприведенной ссылке).
Комментариев нет:
Отправить комментарий