суббота, 4 января 2014 г.

Дело о законности формы уведомления о контролируемых сделках передано в Президиум ВАС


Вопрос о «центре тяжести» налогового ценового контроля остается открытым

В наступившем 2014 году вопросы, связанные с применением норм о трансфертном ценообразовании, вне сомнения будут одними из центральных среди всех налоговых вопросов. И это не удивительно, 20 ноября 2013 года закончился срок подачи уведомлений о контролируемых сделках за 2012 год, вопросов по заполнению этих уведомлений осталась масса, а между тем уже не за горами окончание срока подачи уведомлений о контролируемых сделках за 2013 год (до 20 мая 2014 года) и предельный срок назначения первых налоговых ценовых проверок за 2012 год (до 30 июня 2014 года).
Вопрос о законности формы уведомления о контролируемых сделках возник еще в прошлом году на уровне ВАС РФ. Спор возник из-за того, что утвержденная ФНС форма уведомления предусматривает указание в нем ряда дополнительных сведений, не поименованных в п. 3 ст. 105.16 НК РФ. На основании этого заявители по делу (ОАО «Автофрамос», ЗАО «Вольво Восток», ООО «Орифлэйм Косметикс») сочли не соответствующим Налоговому кодексу РФ (как акту большей юридической силы) приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме».
По мнению заявителей, включение в уведомление дополнительной информации приводит к тому, что налоговая ценовая проверка, предусмотренная ст. 105.17 НК РФ, подменяется преждевременным сбором различных сведений. Представители ФНС России, напротив, считали, что заранее предоставленная дополнительная информация поможет избавить многих налогоплательщиков от последующей неприятной процедуры проведения вышеназванной ценовой проверки.
ВАС РФ тогда вынес решение в пользу ФНС России (см. Решение ВАС РФ от 16.09.2013 № 10012/13). Суд сделал ключевой вывод о том, что «исходя из полномочий налоговых органов, уведомление должно содержать достаточно информации для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки и последующего вывода должностных лиц, осуществляющих эту проверку, о соответствии (несоответствии) цен проверяемой сделки рыночным ценам без использования дополнительных мероприятий налогового контроля, поименованных в гл. 14.5 НК РФ. Иное толкование норм Кодекса означало бы неоправданное истребование у проверяемого лица документации по всем контролируемым сделкам.»
На это решение ВАС была подана надзорная жалоба и коллегия судей ВАС все-таки решила передать вышеназванный спор на рассмотрение Президиума ВАС (Определение от 30.12.2013 № ВАС-18588/13).
И теперь, по всей видимости, именно Президиуму предстоит решить вопрос о том, где, на какой стадии, должен находиться центр тяжести налогового контроля цен: на стадии представления уведомления о контролируемых сделках (ст. 105.16 НК РФ) или же на стадии проведения налоговой ценовой проверки (ст. 105.17 НК РФ). Что лучше: заранее представить налоговикам всю информацию о контролируемых сделках лишь бы не приставали потом с истребованием вороха документации или же представить им только строго в рамках того, что требует п. 3 ст. 105.16 НК РФ и с большой (или с большей) вероятностью ждать назначения налоговой ценовой проверки?

Комментариев нет:

Отправить комментарий