среда, 15 января 2014 г.

Истребование пояснений при камеральной проверке допускается вне зависимости от выявления ошибок в налоговой декларации


К такому выводу при рассмотрении одного из дел пришел ФАС Дальневосточного округа. Суть спора в следующем. Налогоплательщик представил «нулевую» декларацию по ЕНВД (что не предусмотрено НК РФ, поскольку плательщики ЕНВД рассчитывают сумму налога, исходя из вмененного, а не фактически полученного дохода). В ответ на это он был вызван налоговым органом для дачи пояснений. Руководитель налогоплательщика обратился в суд с требованием о признании незаконными действий налогового органа по направлению уведомления о вызове для дачи пояснений.

По мнению руководителя, обратившегося в суд от своего собственного имени, поскольку налоговым органом при камеральной проверке налоговой декларации не выявлено ошибок и противоречий, оснований для направления уведомления о вызове для дачи пояснений не имелось. Более того, при выявлении ошибок в налоговой декларации налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ должен был сообщить налогоплательщику о выявленных ошибках и представить 5 дней на их исправление. Следовательно, положения ст. 31 НК РФ, предоставляющие налоговому органу право вызывать налогоплательщика для дачи пояснений, не могут вступать в противоречие со ст. 88 НК РФ, определяющей полномочия проверяющих при проведении камеральной налоговой проверки. Нарушение прав налогоплательщика выразилось, по его мнению, в том, что налоговый орган возложил на него обязанность, не предусмотренную законом, в связи с исполнением которой ему необходимо понести определенные материальные и временные затраты.

Суды всех инстанций с доводами налогоплательщика не согласились, отталкиваясь от того, что право налогового органа при осуществлении налогового контроля на получение объяснений налогоплательщиков, вызова их на основании письменного уведомления в налоговый органа для дачи пояснений в связи с уплатой налогов либо в связи с налоговой проверкой, закреплено статьей 82, подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Тем самым, фактически сделан вывод о том, что право налогового органа на вызов налогоплательщика для дачи пояснений не ограничено условиями, закрепленными в п. 3 ст. 88 НК РФ.

С судебными актами по настоящему делу вы можете ознакомиться здесь.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий