пятница, 17 января 2014 г.

Бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов о последних громких налоговых инициативах


Начинающим индивидуальным предпринимателям собираются дать "налоговые каникулы" на три года. На социальные взносы льготы, скорее всего, распространяться не будут. Это правильно?
Борис Титов: Я бы не давал "каникулы" по социальным взносам, потому что из них формируется пенсия. Чтобы ее получить, ты должен сначала за нее заплатить - это логично. Что касается "налоговых каникул", то разумней их сделать не по временному критерию - на три года, а по сумме прибыли. К примеру, освободить от налогов первые 10 миллионов рублей. Во-первых, если не платить налоги в течение нескольких лет, то могут появиться "изъяны" в бухгалтерии. Во-вторых, некоторые ИП за три года сэкономят огромное количество денег, а другие - ничего.
В этом году Следственному комитету вернут право возбуждать дела по налоговым преступлениям. Как к этому относятся предприниматели?
Борис Титов: Предприниматели с этим уже жили. Возвращаться в прошлое не имеет смысла, нужен компромисс. Правоохранительные органы, наталкиваясь на "отмывочные" конторы, наверное, должны иметь право применять какие-то меры быстрого воздействия. При этом ФНС о существовании таких контор может даже не знать.
Мы предложили схему, по которой инициатором возбуждения уголовного дела может выступать следственный орган. Но решение о возбуждении уголовного дела принимается только после согласия ФНС. Также считаем, что размер налоговой недоимки, необходимой для уголовного дела, необходимо поднять до 20-30 процентов от общей суммы налогов, которые платит конкретная компания. Чтобы дела не возбуждались по мелочам. Было бы логично убрать и верхнюю планку ущерба по налоговым преступлениям. Сейчас, если этот показатель превышает 30 миллионов рублей, дело могут возбудить вне зависимости от того, какой это процент от общего объема уплаченных налогов. Но некоторые компании платят миллиарды налогов. Недоимка в 30 миллионов с этими суммами несопоставима.
Минфин, минэкономразвития, Счетная палата и ФНС собираются проводить ревизию налоговых льгот. Часть из них могут признать неэффективными и отменить. У нас действительно так много льгот, что некоторые не нужны?
Борис Титов: На самом деле льгот не так много. Но надо вести речь не о количестве, а о структуре. У нас налоговая система в принципе не решает главной задачи, которая стоит перед экономикой, - задачи развития.
Налоговую систему принимали в конце 90-х, в период борьбы с хаосом, когда даже нормальный бизнес считал неприличным платить налоги, она была очень эффективна. В результате реформ удалось стабилизировать ситуацию, все стали платить налоги. Но в 2006 году надо было переходить к новому налоговому регулированию, кардинально менять структуру налогов. Во всем мире налоги на производство минимальные, а на потребление - максимальные. Должно быть выгодно вкладывать в развитие дела, а не тратить на себя - тогда экономика начнет расти. У нас прямо противоположная структура.
Сейчас необходимо налоговое стимулирование. Надо привязать льготы к тем, кто создал новые рабочие места и пытается повышать их эффективность. Тот же НДС должен быть дифференцированным: выше для отраслей, которые не нуждаются в стимулировании. Прежде всего это касается потребрынка, где речь идет о дорогих товарах, предметах роскоши. И максимально низким - для инновационных продуктов - машин и оборудования, чтобы стимулировать приток инвестиций в производство.
Мы предлагаем ввести и технологический зачет, то есть 25 процентов средств, которые тратятся на оборудование, модернизацию, строительство новых зданий и сооружений, необходимых для развития производства, списывать из всех видов налогов. Достаточно революционная мера, но она может заметно сдвинуть дело с мертвой точки.
Почему такие меры не принимаются?
Борис Титов: Из-за опасений, что бюджет не доберет средств. Мы живем из парадигмы позитивного баланса бюджета. А это неправильно. У большинства развивающихся стран, которые растут, дефицит в 5-6 процентов - абсолютная норма. Мы же в этом плане святее Папы Римского.
Много механизмов, которые реально использовать для пополнения бюджета, не задействованы. Сколько лет уже вводим налог на недвижимость, а он по-прежнему мизерный, и особняки возводятся по всей стране. Ждем кадастровой оценки. Это огромная работа, на которую уже потратили миллиарды рублей - больше, чем соберем с этого налога. Прогрессивный налог на землю или имущество юрлиц, эластичный налог на прибыль юрлиц, как в США - такими способами можно было бы все компенсировать. Надо только решиться.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий