четверг, 16 января 2014 г.

Могут ли односторонние сделки признаваться контролируемыми ? (Письмо Минфина РФ от 26.12.2013 № 03-01-18/57457)


      Минфин РФ издал очередное письмо, касающееся вопросов применения раздела V.1 НК РФ о трансфертном ценообразовании, а именно об обязанности организации уведомлять налоговые органы обо всех сделках, признаваемых контролируемыми.
     Почему такой вопрос возник? Да потому что согласно ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними (сделки, для совершения которых в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны). Но если по поводу двухсторонних сделок не возникает сомнений по поводу того, что они могут являться контролируемыми, то по поводу односторонних стали возникать некоторые вопросы в связи со следующим.
      В одном из своих интервью компании «Гарант» начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач прямо указал на то, что «под сделками в целях раздела V.1 НК РФ понимаются только двух- или многосторонние сделки (договоры)» (текст интервью  - здесь). Этот вывод был мотивирован тем, что согласно п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила, предусмотренные разделом V.I НК РФ, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы.
      Между тем в литературе упоминается целый ряд сделок, которые являются односторонними и которые способны приносить доход или производить расход для стороны ее совершающей. Взять, например, выдачу банковской гарантии. Она нередко упоминается в качестве типичного примера односторонней сделки. При этом в силу п. 2 ст. 369 Гражданского кодекса РФ за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение, т.е. гарант получает доход.
А если должник точно так же просит третье лицо выдать за него поручительство перед кредитором и при этом никакого договора между должником и поручителем не заключается, а поручитель выдает поручительство, а потом получает за это вознаграждение? Или, например, сделка, совершенная во исполнение договора (п. 3 ст. 159 ГК РФ), которая в литературе тоже нередко приводится как пример односторонней сделки. И стоит заметить, что в письме ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@ «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля» прямо отмечается, что под сделкой для целей применения положений раздела V.1 Кодекса признается каждая отдельная операция (транзакция) (например, отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. (А все это как раз и есть сделки, совершаемые во исполнение договора). Таким образом, договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок.
     Так что не это ли учитывал Минфин, когда в упомянутом мною письме от 26.12.2013 № 03-01-18/57457 подчеркнул, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы обо всех действиях, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, признаваемых в соответствии со ст. 105.14 Кодекса контролируемыми сделками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий