суббота, 15 марта 2014 г.

Опубликовано Постановление ВАС по спору о периоде учета доходов в виде бюджетных средств, получаемых за перевозку пассажиров-льготников


Момент признания доходов определяется по правилам, установленным подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания расходов в виде убытков


15 марта на сайте ВАС РФ опубликована мотивировочная часть постановления Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 10159/13 (дело МП «Троллейбусный транспорт»). Спор касался вопроса о периоде, в котором организация, имеющая право на получение бюджетных средств в качестве компенсации выпадающих доходов при перевозке пассажиров-льготников, должна учесть эти средства в доходах при исчислении налога на прибыль. Либо эти средства должны отражаться в доходах непосредственно в периоде, в котором осуществлялись перевозки пассажиров-льготников, либо в том периоде, когда эта сумма конкретизировалась (утверждалась) финансовым органом (или определялась решением суда – в случае спора между получателем средств и финорганом).

В данном деле как раз имел место спор между получателем средств и финорганом относительно размера суммы, подлежащей выплате в качестве компенсации выпадающих доходов.

Тем не менее, по мнению налогового органа, данные выпадающие доходы подлежат отражению в налоговом учете в момент оказания услуг по перевозке пассажиров. С таким подходом согласились и суды апелляционной и кассационной инстанций, исходя из того, что налогоплательщик применял метод начисления, а размер компенсации мог определить расчетным путем (количество льготников, умноженное на разницу между стоимостью льготного и обычного проездного билетов).

Но при рассмотрении этого дела в суде первой инстанции, последний сделал вывод о том, что денежные средства, получаемые из бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов, по существу являются убытками, понесенными при оказании услуг по перевозке льготников, и их включение в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль должно производиться по правилам подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ.

С такой позицией согласился в итоге и Президиум. Он подчеркнул, что «специфика оказания услуг по перевозке льготных категорий пассажиров не позволяет предприятию определить в момент оказания такой услуги размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном итоге будет определен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда».

Следовательно, не отрицая производственный характер деятельности по перевозке пассажиров, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания расходов в виде сумм возмещения убытков, - по дате признания должником или вступления в законную силу решения суда.

С полным текстом постановления Президиума ВАС по этому делу вы можете ознакомиться здесь.

Я же добавлю, что из текста постановления все-таки не до конца ясно, распространяется ли изложенная в нем позиция Президиума на ситуации, когда между бюджетополучателем и финансовым органом отсутствует спор о праве и (или) размере подлежащих выплате денежных средств, а выплата этих средств производится с нарушением срока либо временно не осуществляется по какой-то причине. Будет ли момент несвоевременной выплаты являться тем самым моментом признания должником (бюджетом) суммы долга для целей применения подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ.

Поэтому отмечу, что в связи с рассмотрением Президиумом настоящего дела судьи ВАС приостановили производство по другому схожему, но не аналогичному делу (если сравнивать фактические обстоятельства обоих дел). Это дело № А71-10819/2012 (ОАО «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта»). Судебные акты по нему здесь. Теперь от дальнейшей судьбы надзорного производства по этому делу во многом зависит «универсальность» позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 10.12.2013 № 10159/13.

Комментариев нет:

Отправить комментарий