Момент
признания доходов определяется по правилам, установленным подп. 4 п. 4 ст. 271
НК РФ для признания расходов в виде убытков
15 марта на сайте ВАС РФ опубликована
мотивировочная часть постановления
Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 10159/13 (дело МП «Троллейбусный
транспорт»). Спор касался вопроса о периоде, в котором организация, имеющая
право на получение бюджетных средств в качестве компенсации выпадающих доходов
при перевозке пассажиров-льготников, должна учесть эти средства в доходах при
исчислении налога на прибыль. Либо эти средства должны отражаться в доходах
непосредственно в периоде, в котором осуществлялись перевозки
пассажиров-льготников, либо в том периоде, когда эта сумма конкретизировалась (утверждалась)
финансовым органом (или определялась решением суда – в случае спора между
получателем средств и финорганом).
В данном деле как раз имел место спор
между получателем средств и финорганом относительно размера суммы, подлежащей
выплате в качестве компенсации выпадающих доходов.
Тем не менее, по мнению налогового органа, данные выпадающие
доходы подлежат отражению в налоговом учете в момент оказания услуг по
перевозке пассажиров. С таким подходом согласились и суды апелляционной и кассационной инстанций, исходя из того, что
налогоплательщик применял метод начисления, а размер компенсации мог определить
расчетным путем (количество льготников, умноженное на разницу между стоимостью
льготного и обычного проездного билетов).
Но при рассмотрении этого дела в суде первой инстанции, последний сделал
вывод о том, что денежные средства, получаемые из бюджета в качестве
компенсации выпадающих доходов, по существу являются убытками, понесенными при
оказании услуг по перевозке льготников, и их включение в состав
внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль должно производиться
по правилам подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ.
С такой позицией согласился в итоге и
Президиум. Он подчеркнул, что «специфика оказания услуг по перевозке
льготных категорий пассажиров не позволяет предприятию определить в момент
оказания такой услуги размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном
итоге будет определен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению
суда».
Следовательно,
не отрицая производственный характер деятельности по перевозке пассажиров,
момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо
определять по правилам, установленным подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания
расходов в виде сумм возмещения убытков, - по дате признания должником или
вступления в законную силу решения суда.
С полным текстом постановления
Президиума ВАС по этому делу вы можете ознакомиться здесь.
Я же добавлю, что из текста постановления
все-таки не до конца ясно, распространяется ли изложенная в нем позиция Президиума
на ситуации, когда между бюджетополучателем и финансовым органом отсутствует
спор о праве и (или) размере подлежащих выплате денежных средств, а выплата
этих средств производится с нарушением срока либо временно не осуществляется по
какой-то причине. Будет ли момент несвоевременной выплаты являться тем самым моментом
признания должником (бюджетом) суммы долга для целей применения подп. 4 п. 4
ст. 271 НК РФ.
Поэтому отмечу, что в связи с рассмотрением Президиумом
настоящего дела судьи ВАС приостановили производство по другому схожему, но не
аналогичному делу (если сравнивать фактические обстоятельства обоих дел). Это
дело № А71-10819/2012 (ОАО «Ижевское производственное объединение пассажирского
автотранспорта»). Судебные акты по нему здесь.
Теперь от дальнейшей судьбы надзорного производства по этому делу во многом
зависит «универсальность» позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении
от 10.12.2013 № 10159/13.
Комментариев нет:
Отправить комментарий