Минфин
РФ подготовил рабочий вариант проекта "Основных направлений налоговой
политики на 2015-2017 годы", сообщил вчера на конференции РСПП замглавы
ведомства Сергей Шаталов. План на очередную трехлетку не предусматривает
прямого роста фискальной нагрузки, но предлагает брать с налогоплательщиков
больше за счет расширения налоговой базы. Компаниям будет предложено начать
делиться с бюджетом накапливаемой за рубежом прибылью, гражданам — постепенно
отвыкать от льгот по налогу на принадлежащую им недвижимость.
К
маю каждого года Минфин готовит "Основные направления налоговой
политики" — ключевой документ, с одобрения которого начинается верстка
бюджета на следующую трехлетку. Вчера в рамках Недели российского бизнеса РСПП
Сергей Шаталов рассказал о первом варианте проекта, отметив, что, в том числе
из-за событий вокруг Украины и Крыма, его подготовка в этом году задерживается.
"Обстановка довольно сложная, есть несколько вопросов, по которым надо принимать
серьезные политические решения,— сказал замминистра.— Они откладываются по той
причине, что есть и другие события, с которыми мы с вами сталкиваемся,— и
Украина, и Крым, конечно же, не в последнюю очередь".
Пока
же проект "Направлений", по словам замминистра, не предполагает
сенсаций. Минфин подтверждает верность заявленному после президентских выборов
2012 года курсу, который условно можно назвать "стабильность с
уточнениями". "Налоговую нагрузку мы увеличивать не
предполагаем",— заявил вчера Сергей Шаталов, сообщив, что, по
предварительным данным, в 2013 году этот показатель в России составил 33,3% ВВП
(по итогам 2012 года заявлялось о нагрузке в 34,2% ВВП). Впрочем, как признает
сам Минфин, это снижение произошло не столько из-за сознательных действий властей,
сколько из-за вызванного торможением экономики падения сборов по налогу на
прибыль и сокращения поступлений НДС в процентном отношении к ВВП.
Достигнутый
уровень фискальной нагрузки (22,5% без учета нефтегазового сектора) замглавы
Минфина вчера назвал "совсем небольшим" в сравнении со странами G8 и
ОЭСР. Также выступивший перед предпринимателями замглавы Минэкономики Сергей
Беляков с таким определением, однако, не согласился. По его мнению, фискальная
нагрузка на предприятия чрезмерна, а приводимые Минфином цифры не учитывают
массу обязательных неналоговых выплат — таких как платежи за негативное
воздействие на окружающую среду.
Хотя
Минфин и говорит об отсутствии сенсаций в новых "Направлениях",
готовящиеся сейчас по поручению президента законопроекты о деофшоризации могут
заметно повлиять на практику российского бизнеса. Проект поправок к Налоговому
кодексу о принуждении компаний и граждан к уплате налога с доходов
контролируемых из России иностранных компаний Сергей Шаталов пообещал
представить для общественного обсуждения уже в ближайшие две недели. Поправки
предполагают, что российские налогоплательщики, прямо или косвенно владеющие
более чем 10% капитала иностранной компании, будут обязаны сообщить об этом
российским налоговым органами. Сам по себе факт такого владения налоговых
последствий не вызовет. Но они появятся, если станет известно о том, что
контролируемая из РФ компания не распределяет дивиденды между собственниками,
то есть используется для увода прибыли от налогообложения. В этом случае
соответствующая доля этого дохода будет "приписана" собственникам в
РФ, и с нее придется заплатить налог по стандартным ставкам — предположительно
20% для компаний и 13% для граждан (против нынешней ставки налога на дивиденды
в 9% для обеих категорий налогоплательщиков).
Пока
Минфин предполагает, что новые правила распространятся не только на фирмы,
зарегистрированные в офшорах (41 государство в официально утвержденном списке
Минфина), но и на компании из "нормальных", но низконалоговых
юрисдикций. Традиционно в качестве последних фигурируют Кипр, Нидерланды,
Швейцария — но их ведомство пока не называет, отмечая лишь, что новый черный
список будет "немного шире" существующего перечня офшоров. Сергей
Шаталов уверяет, что новые правила сформулированы лишь предварительно — впереди
дискуссия с привлечением бизнеса, нужная, "чтобы понять, насколько
законопроект соответствует имеющимся ожиданиям". Выбранный механизм, по
его словам, средний по жесткости. Крайние варианты — платежи с любой
нераспределенной прибыли (как в США), с одной стороны, и только с пассивных
доходов из определенных юрисдикций — с другой. В связке с поправками о
контролируемых компаниях Минфин намерен предложить и нормы о введении института
налогового резидентства для юридических лиц (сейчас он существует лишь для
"физиков"). Смысл новации — наложить на компании, формально зарегистрированные
за рубежом, но управляемые из России, обязанность платить налог на прибыль по
законодательству РФ.
Отметим,
что, "концептуально поддерживая" антиофшорные новации Минфина,
Минэкономики вчера заявило о недостаточности только лишь налоговых мер. По
словам Сергея Белякова, кроме них необходимо обеспечить защиту прав
собственности и конфиденциальности владения в отечественной юрисдикции.
"Суды, корпоративное законодательство, правоприменение — вот три ключевых
фактора, которые просто заставляют бизнес использовать офшоры",— отметил
замминистра. По его словам, принимать поправки к налоговому законодательству,
надеясь, что бизнес переструктурирует свою деятельность, "было бы немного
наивно и неправильно".
Кроме
волнующей предпринимателей темы по их деофшоризации в "Основные
направления" войдут наработки Минфина по более "народной" теме —
грядущего введения налога на недвижимость физлиц. Напомним, правительство
обещает уже в ближайшее время внести в Госдуму поправки, предоставляющие
местным власти право взимать налог на недвижимость не с инвентаризационной (как
сейчас), а с кадастровой, то есть близкой к рыночной, цены жилья. Предложенная
в прошлом году Минфином редакция поправок была раскритикована юристами
президента за то, что вела к заметному увеличению нагрузки на граждан и,
соответственно, к росту социальной напряженности.
Вчера
Сергей Шаталов сообщил, что Минфин предлагает закрепить в
"Направлениях" принцип плавного, но все же сокращения льгот по
обновляемому налогу. "Мы предлагаем мягкий вариант — льготы, которые
установлены на федеральном уровне, сохранить до 2018-2020 годов, правда
несколько сократив их",— сказал замминистра. Сейчас льготы по налогу на
имущество предоставляются гражданам (пенсионерам, в частности) вне зависимости
от количества объектов, которыми они владеют. Минфин предлагает предоставлять
их для одного объекта, который граждане выберут самостоятельно. Кроме того, для
собственников, у которых размер налога при переходе к кадастровой стоимости
заметно вырастет, предлагается ввести понижающий коэффициент (затем он будет
постепенно повышаться). По словам Сергея Шаталова, все российские регионы
технически готовы к введению налога с 2015 года и вопрос о его запуске лежит в
политической плоскости — то есть в решении вопроса об объеме представляемых
льгот. По данным "Ъ", ситуация сейчас должна разрешиться на
готовящемся совещании у Владимира Путина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий