воскресенье, 16 марта 2014 г.

Снова ждем передачи в Президиум ВАС спора о «льготном» характере ст. 149 НК РФ


Пора уже ставить точку в вопросе о правомерности истребования документов в ходе «камералки», связанных с освобождением от НДС по ст. 149 НК


Вот уже в который раз приходится возвращаться к теме, которую я неоднократно затрагивал на страницах своего блога. Ну что поделать, если в арбитражной практике так и не наступает единства по двум взаимосвязанным вопросам:

1)    Вправе ли налоговый орган в рамках камеральной проверки на основании п. 6 ст. 88 НК РФ  истребовать документы, связанные с освобождением той или иной хозяйственной операции от НДС по ст. 149 НК РФ?

2)    Распространяется ли позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в постановлении от 18.09.2012 №4517/12, (о том, что операции, поименованные в ст. 146 НК РФ, не имеют характера налоговой льготы) на операции, указанные в ст. 149 НК РФ.

Пару месяцев назад я уже рассказывал о том, как один налогоплательщик, к сожалению, «пролетел» мимо Президиума, несмотря на то, что коллегия судей ВАС, отказывая в передаче дела в Президиум, на второй вопрос ответила положительно (как это было и раньше). Подробнее об этом здесь. (Сейчас этот налогоплательщик еще раз обратился в суд с заявлением о пересмотре его дела по вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому будем смотреть, чем закончится его дело – карточка дела - здесь).

После этого, налоговые органы, словно воспряв духом, в январе 2014 года одержали громкую, не побоюсь этого слова, победу в ФАС Западно-Сибирского округа. Опираясь на позицию Конституционного Суда РФ о «льготном» характере ст. 149 НК РФ, они сумели опровергнуть и позицию коллегии ВАС РФ о распространении позиции Президиума о «нельготном» характере ст. 146 НК РФ на ст. 149 НК РФ. Более подробно эта позиция изложена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013 (текст – здесь).

Но сейчас, как следует из карточки этого дела (здесь) налогоплательщиком подана надзорная жалоба на это постановление (причем подана очень оперативно, учитывая, что ВАС доживает последние месяцы). И коллегия судей уже приняла эту жалобу к производству и уже истребовала дело.

Очень хотелось бы надеяться, что на этот раз эти вышеназванные спорные два вопроса все-таки дойдут до Президиума. Это последний шанс прийти к какому-то единообразию по ним. Ведь после ликвидации ВАС, как совершенно точно подметил Вадим Зарипов («Пепеляев Групп», http://nalogoved.ru/blog/26 ) «последней инстанцией для бизнеса станут арбитражные суды округов, фактически они и будут формировать судебную практику, вследствие чего в России может вновь возникнуть законность «уральская», «поволжская» и т.д. (10 округов – 10 Налоговых кодексов). Почувствовав «слабину» в судебной системе и оставшись без строгого присмотра, налоговые органы могут устроить себе «праздник непослушания»».

На сегодняшний день по рассматриваемым вопросам, как мы видим, ФАСы Уральского и Западно-Сибирского округов разделяют позицию налоговых органов (постановления ФАС УО от 08.07.2013 по делу № А60-32962/11, ФАС ЗСО от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013). Другие ФАСы принимают сторону налогоплательщика, как это было в известном деле ООО «ТехноНиколь – Строительные Системы», см. постановление ФАС МО от 20.08.2013 по делу № А40-87461/11-99-409).

Такая вот разная региональная «законность» с «праздниками непослушания» нам вовсе не нужны. И я надеюсь, что судьи ВАС, решая вопрос о передаче этого дела в Президиум, этот момент прекрасно понимают. Подождем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий