пятница, 30 августа 2013 г.

Тезисы к Постановлению Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 о применении норм части первой НК РФ

Как я уже сообщал,  27 августа на сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» здесь. Поскольку текст этого документа достаточно объемный, привожу его в виде тезисов, где номер тезиса соответствует номеру пункта данного Постановления (такая практика обычно используется в информационных письмах Президиума ВАС).
 
1. Налоговый агент обязан сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и его сумму в случае, когда денежных выплат в налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным
 
2. По общему правилу, взыскание с налогового агента налога и соответствующих пеней возможно только если налог был удержан (но не перечислен). Но взыскание пени возможно и на сумму неудержанного налога, начиная с момента возникновения обязанности по его удержанию. А при неудержании налога у иностранного лица сумма налога может быть взыскана за счет собственных средств агента
 
3. Действия (бездействие) представителя налогоплательщика при привлечении последнего к ответственности квалифицируются как действия (бездействия) самого налогоплательщика
 
4. Доверительный управляющий представляет интересы доверителя только на основании доверенности, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Ответственный участник КГН является уполномоченным представителем остальных участников
 
5. Неучет налогоплательщиком налоговой льготы сам по себе не означает отказ от права на нее, которое может быть реализовано впоследствии
 
6. Смена места постановки налогоплательщика на учет не освобождает налоговый орган по старому месту учета от завершения ранее начатых юридически значимых действий
 
7. Особый статус банков не освобождает их от выполнения общих обязанностей, предусмотренных нормами НК РФ
 
8. Расчетный метод предполагает использование его в отношении не только доходов, но и расходов. Применительно к вычету по НДС расчетный метод не применяется
 
9. Признание налоговой задолженности безнадежной может быть инициировано налогоплательщиком и следовать из любой части судебного акта
 
10. Добровольно уплаченная налоговая задолженность, признанная безнадежной, не является переплатой, подлежащей возврату
 
11. Доначисления по статье 40 НК РФ и после 1 января 2012 года взыскиваются в бесспорном порядке
 
12. Налоговая субсидиарная ответственность учредителей по долгам ликвидируемой организации производна от гражданско-правовой субсидиарной ответственности
 
13. На период необоснованного лишения права на отсрочку (рассрочку) по уплате процентов налогоплательщик освобождается от уплаты процентов
 
14. Пени начисляются за просрочку уплаты любых авансовых платежей, но могут быть соразмерно уменьшены по итогам налогового или отчетного периодов
 
15. Срок давности привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ исчисляется с момента окончания периода, в котором (а не за который) должен был быть уплачен налог
 
16. Предельный размер снижения штрафа при наличии смягчающих обстоятельств не установлен
 
17. Статья 119 НК не распространяется на нарушение срока представления расчета авансовых платежей
 
18. Уплата налога с нарушением срока не способствует снижению штрафа за нарушение срока представления налоговой декларации
 
19. Статья 122 НК РФ применяется только к доначисленной налоговым органом сумме налога
 
20. Освобождение от ответственности по ст. 122 НК РФ наступает при наличии незачтенной переплаты на дату окончания срока уплаты налога за доначисляемый период
 
21. Налоговый агент освобождается от ответственности при отсутствии возможности удержать налог
 
22. В состав задолженности налогоплательщика, исходя из которой банку начисляется штраф за неприостановление операций по счетам, включаются также суммы пеней и штрафа
 
23. Приостановление операций по счетам за непредставление налоговой декларации не применяется к налоговым агентам
 
24. Не допускается проведение осмотра территорий (помещений) вне рамок выездной проверки
 
25. Истребование документов, подтверждающих право на вычет по НДС, допускается только если в декларации НДС заявлен к возмещению
 
26. В период приостановления проверки не допускается допрос сотрудников проверяемого лица, но сохраняется обязанность по представлению документов, истребованных до начала приостановления
 
27. Требование о представлении документов, направленное после истечения срока проверки или доп. мероприятий, влечет недопустимость полученных документов как доказательств. Документы, полученные до начала проверки, могут приниматься в качестве доказательств
 
28. Срок для вручения акта об обнаружении нарушений налогового законодательства (решения по итогам рассмотрения соответствующих материалов) равен 5 дням с даты составления акта (вынесения решения)
 
29. Срок для направления акта проверки и акта об обнаружении нарушений налогового законодательства (решения по итогам рассмотрения соответствующих материалов) равен 5 дням с даты составления акта (вынесения решения)
 
30. Субсидиарный характер приостановления операций по счетам как обеспечительной меры по ст. 101 НК РФ отсутствует при приостановлении операций на основании ст. 76 НК РФ
 
31. Несоблюдение процедурных сроков не влечет изменения порядка их исчисления при взыскании налоговой задолженности. Ссылка на нарушение этих сроков допустима только при оспаривании требования, решения о взыскании налога, возражении на иск о взыскании налога
 
32. На зачет как форму принудительного взыскания распространяются общие условия взыскания налоговой задолженности
 
33. Право на зачет налога в судебном порядке может быть реализовано только при невозможности его реализации в административном порядке
 
34. Излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет удержанные у налогоплательщика суммы налога подлежат возврату именно агенту только когда последний вернул или обязан вернуть налогоплательщику указанные суммы
 
35. Правила о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм не применяются при исполнении судебных актов о возврате соответствующих сумм
 
36. Момент исполнения обязанности по возврату налога определяется моментом поступления соответствующей суммы в банк налогоплательщика
 
37. При выявлении в ходе налоговой проверки налоговых правонарушений, не связанных с исчислением и уплатой налогов, они могут быть отражены в материалах проверки и решении по ее итогам
 
38. Срок для направления проверяемому лицу материалов ДМНК и представления возражений на них аналогичен соответствующим срокам, установленным для акта налоговой проверки. Ненаправление этих материалов не во всех случаях является существенным нарушением
 
39. Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не может быть направлено на выявление новых правонарушений
 
40. Ненадлежащее уведомление о рассмотрении материалов проверки не является существенным процедурным нарушением, если проверяемое лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов
 
41. Нарушение способа уведомления о рассмотрении материалов проверки само по себе не может быть признано ненадлежащим уведомлением
 
42. Принятие решения по итогам проверки должностным лицом, не рассматривавшим материалы проверки, является существенным процедурным нарушением
 
43. Вынесение решения по итогам проверки не в день рассмотрения материалов проверки и без извещения проверяемого лица не является существенным процедурным нарушением
 
44. Вынесенное решение по итогам проверки не может быть изменено этим налоговым органом в сторону ухудшения положения налогоплательщика
 
45. Материалы оперативно-розыскных мероприятий могут быть использованы налоговым органом в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки
 
46. При частичном апелляционном обжаловании решения налогового органа оно не вступает в силу и в той части, в которой не обжаловалось
 
47. Обязательный досудебный порядок обжалования до 01.01.2014 не распространяется на решения, принятые не по результатам налоговых проверок
 
48. На решения, принимаемые в порядке ст. 101.4 НК РФ, не распространяются правила об апелляционном обжаловании
 
49. Законность и обоснованность решения об отказе в возмещении НДС исследуется одновременно с оценкой правомерности решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности по итогам камеральной проверки соответствующей декларации по НДС
 
50. Срок для направления требования об уплате налога, предусмотренный п. 1 ст. 70 НК РФ, применяется в отношении суммы налога, указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении
 
51. Требование об уплате пеней направляется не позднее 3 месяцев с момента погашения всей суммы недоимки или последней ее погашенной части
 
52. Требование об уплате налога не может быть признано недействительным по мотиву отсутствия в нем сведений, которые должны быть известны налогоплательщику из решения по итогам проверки, налоговой декларации, налогового уведомления
 
53. Правило «шестого дня» в отношении требования об уплате налога считается соблюденным независимо от фактического получения налогоплательщиком этого требования
 
54. Совокупная сумма инкассовых поручений к нескольким счетам налогоплательщика не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога
 
55. Непринятие мер к взысканию налога за счет денежных средств исключает его взыскание за счет имущества налогоплательщика за исключением случаев наличия исполнительного производства в отношении более ранней налоговой задолженности
 
56. Наличие договора, по которому имущество налогоплательщика находится у третьего лица, не является препятствием для обращения на него взыскания равно как и основанием для расторжения такого договора или признания его недействительным
 
57. Пени могут взыскиваться только при принятии налоговым органом мер к своевременному взысканию недоимки
 
58. Неоспаривание налогоплательщиком решения о доначислении налога по итогам проверки не означает его согласия на взыскание этого налога
 
59. При рассмотрении заявления налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика устанавливается наличие оснований для взыскания налога и проверяется правильность его расчета
 
60. Внутренние организационные причины не могут являться уважительными при оценке уважительности причин пропуска налоговым органом срока на обращение в суд
 
61. В решении суда о взыскании пеней на непогашенную недоимку указывается, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки
 
62. Наличие жалобы на решение о доначислении налога является основанием для приостановления производства по делу о взыскании этого налога, а при отмене этого решения – основанием для прекращения производства по делу
 
63. Оспаривание актов налоговых органов принятых во исполнение решений по итогам проверки допускается только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия
 
64. Оспаривание инкассового поручения и постановления о взыскании налога за счет имущества возможно только путем признания их не подлежащими исполнению
 
65. На имущественные требования о возврате налогов и о признании не подлежащими исполнению исполнительных документов не распространяется обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Они могут оспариваться в т.ч. и по мотиву необоснованности налоговых доначислений
 
66. Пропуск срока на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган не препятствует последующему обращению в суд, если данная жалоба была принята и рассмотрена этим органом
 
67. Обязательный досудебный порядок считается соблюденным и при подаче немотивированной жалобы
 
68. Доводы проверяемого лица о наличии существенных процедурных нарушений рассмотрения материалов проверки принимаются судом, только если они ранее заявлялись в жалобе в вышестоящий налоговый орган
 
69. Вышестоящий налоговый орган при установлении существенных процедурных нарушений в ходе проверки вправе, отменив решение нижестоящего органа, самостоятельно рассмотреть материалы проверки и принять новое решение
 
70. Оспаривание решения по итогам проверки по ранее рассмотренным судом эпизодам является основанием для прекращения производства по делу
 
71. При нарушении срока рассмотрения апелляционной жалобы ее податель вправе оспорить в суде не вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа
 
72. Налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения по итогам проверки с момента истечения срока для рассмотрения жалобы до истечения 3 месяцев с момента осведомленности о вынесении вышестоящим налоговым органом решения по жалобе
 
73. При установлении судом существенных процедурных нарушений при рассмотрении материалов проверки оценка иных доводов налогоплательщика не осуществляется
 
74. Нарушение вышестоящим налоговым органом срока рассмотрения жалобы может являться основанием для возложения на него судебных расходов независимо от результатов рассмотрения дела
 
75. Решение вышестоящего налогового органа может быть самостоятельным предметом оспаривания, только если оно является новым решением или принято с превышением полномочий
 
76. Срок действия судебных обеспечительных мер не включается в общий срок взыскания налога
 
77. При заявлении налогоплательщиком ходатайства о принятии обеспечительных мер налоговый орган вправе ходатайствовать о встречном обеспечении, но не вправе применять свои обеспечительные меры, предусмотренные ст. 101 НК РФ
 
78. На сторону, представившую в суд ранее не раскрытые доказательства, могут быть отнесены судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела
 
79. Начало течения срока на обращение в суд с иском о возврате излишне взысканного налога определяется исходя из субъективных критериев
 
80. Налогоплательщик вправе обжаловать решение об отказе в зачете, а при непринятии решения о зачете – соответствующее бездействие налогового органа
 
81. Вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика не вправе ухудшать положение последнего
 
82. При признании незаконным ненормативного акта, на основании которого произведено взыскание налога суд в своем решении дополнительно указывает на обязанность налогового органа по возврату излишне взысканных сумм
 
 

1 комментарий:

  1. Море полезной информации, спасибо за труды. Как то шеф дал задание найти компанию чтобы решить нависший вопрос по признанию задолженности безнадежной к взысканию, ни чего лучше не встретил чем компанию Алгоритм, рекомендую.

    ОтветитьУдалить