понедельник, 8 июля 2013 г.

Право на дробление имущественного вычета по НДФЛ при приобретении жилья будет не у всех

Переходные положения законопроекта о новой редакции ст. 220 НК РФ вызывают ряд вопросов


Как я уже сообщал, 5 июля ГосДума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект № 195397-6 «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Главное изменение состоит в том, что имущественный вычет по купленному жилью можно будет получить несколько раз до полного его исчерпания.

И здесь возникает немало вопросов, например, с какого момента возникнет такое право на дробление этого вычета по нескольким объектам? С 2014 года? Можно ли воспользоваться правом на дробление вычета, применив его в 2014 году к другому объекту, если часть вычета уже использована до 2014 года, а даже если и фактически не использована до этого момента, но могла быть использована (т.е. расходы на приобретение жилья понесены до 2014 года)?

Для начала смотрим сам текст нового закона в части, касающейся порядка его вступления в силу и начала действия.

Согласно п. 2 ст. 2 нового закона «Положения статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Соответственно, возникает вопрос о том, что считать моментом возникновения правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета? Поскольку для получения этого вычета необходимо либо подать налоговую декларацию либо обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении вычета (при условии подтверждения права на него налоговым органом), то именно с этих действий налогоплательщика и возникает правоотношение по предоставлению вычета.

Далее читаем абз. 2 подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ в новой редакции: В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной настоящим подпунктом, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение  земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Следовательно, при дроблении имущественного вычета будет иметь место не предоставление второго имущественного вычета (в отношении второго приобретаемого жилья), а перенос остатка не до конца использованного вычета на второе приобретаемое жилье.

Соответственно, если налогоплательщик уже обратился за имущественным вычетом до 2014 года и реализовал право на него, то он не сможет перенести остаток вычета на второе жилье, которое приобретет после 1 января 2014 года. Для него будет действовать старая (сегодняшняя) редакция ст. 220 НК РФ, не допускающая дробление расходного имущественного вычета.

И только если налогоплательщик решит не в 2013, а в 2014 году реализовать свое право на предоставление первого расходного имущественного вычета (которое у него возникло до 2014 года), то он будет вправе перенести его остаток (если таковой будет) на второе приобретаемое жилье.

7 комментариев:

  1. "При этом предельный размер имущественного налогового вычета равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета, в результате предоставления которого образовался остаток, переносимый на последующие налоговые периоды;"

    Не означает ли это, что остаток имущественного вычета, полеченного ранее 2013 года, можно будет перенести на периоды, следующие с 2014 года?

    ОтветитьУдалить
  2. Скорее всего упоминание о предельном размере имущественного вычета (2 млн.руб.) в этой норме сделано на тот случай, если в будущем законодатель решит увеличить этот предельный размер (например, до 3 млн.руб.) В этом случае неиспользованный (перенесенный) остаток вычета не увеличится автоматически, его размер останется тот же. Смысл этого абзаца видится именно в этом. А что касается возможности переноса остатка, то на мой взгляд нужно смотреть не эту норму, а норму о переходных положениях закона № 212-ФЗ от 23.07.2013, именно она предназначена ответить на вопрос о том, можно ли перенести остаток вычета, (полученного ранее 2013,2014 года) на другой объект после 2014 года

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте! Очень интересует как раз этот вопрос с "моментом возникновения правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета". Ни в коем случае не оспаривая Ваших слов (поскольку не являюсь юристом и не знаю всех юридических норм), хочу прояснить для себя на основании чего Вы считаете, что "правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета" - это правоотношения подающего заявление на вычет с налоговой инспекцией, а не правоотношения, возникшие в результате регистрации в юстиции объекта, по которому предоставляется вычет? Чем юридически подтверждать такое утверждение в случае отказа налоговой в предоставлении вычетов на последующие объекты, если таковой отказ возникнет?

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за вопрос. Попробую объяснить следующим образом свою точку зрения. Правоотношения по предоставлению расходного имущественного вычета это отношения, направленные на получение определенной части денежных средств, затраченных на приобретение имущества. Это налоговые правоотношения, они предусмотрены нормами НК РФ, и, соответственно, одной из сторон этих правоотношений является налоговый орган. После регистрации в юстиции объекта, по которому впоследствии предоставляется вычет, у налогоплательщика может возникнуть право на вычет, которое само по себе сумму вычета не возвращает. Для такого возврата необходимо возникновение правоотношений с налоговым органом. То есть право на вычет и правоотношения по предоставлению вычета это разные правовые понятия. Для того, чтобы у налогоплательщика не просто появилось право на вычет, а этот вычет был ему предоставлен, необходимо чтобы возникли правоотношения с тем субъектом, который удостоверившись в наличии права на вычет, совершает определенные действия, направленные на фактический возврат налогоплательщику денежных средств, составляющих сумму вычета. Теперь обратимся к п. 7 ст. 220 НК РФ в новой редакции: «Имущественные налоговые вычеты ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ…». Эту норму можно толковать таким образом, что без подачи такой декларации (если не принимать во внимание п. 8 ст. 220 НК РФ) вычет не предоставляется, поскольку в этом случае не возникает правоотношений между налоговым органом и налогоплательщиком, необходимых для получения суммы вычета. То есть момент подачи декларации и будет являться тем моментом, начиная с которого возникают правоотношения по предоставлению имущественного вычета. Таким образом, поскольку в п.п. 7 и 8 ст. 220 НК РФ мы видим одновременно и сторону интересующего нас правоотношения (налоговый орган) и слово «предоставляются», то исходя из этого я и сделал вывод о том, что правоотношения по предоставлению вычета (как возвращаемых государством денежных средств) начинаются именно в результате обращения к налоговому органу с заявлением или декларацией. Это и есть мое юридическое подтверждение. Возможно всё это сложно для понимания, но это именно ГосДума озадачила нас таким теоретическим вопросом. Ждем писем Минфина в самые ближайшие дни и недели (а они обязательно будут и в большом количестве из-за спорности поднятого вопроса), которые либо подтвердят либо опровергнут мою точку зрения, и будем разбираться дальше. Не исключаю, что есть и сторонники точки зрения, что правоотношения по предоставлению вычета это правоотношения между налогоплательщиком и государством (а не налоговым органом) и возникают они еще до обращения в налоговый орган, а именно в момент появления самого права на вычет. Тогда жду от таких сторонников подробной аргументации их точки зрения.

    ОтветитьУдалить
  5. Большое спасибо за развернутый ответ. Надеюсь разъяснения поступят до нового года.

    ОтветитьУдалить
  6. Разъяснения получили, но не логичные и не в нашу пользу.
    http://www.buhonline.ru/pub/comments/2013/8/7679

    ОтветитьУдалить
  7. Сергей, согласен, разъяснения пока нелогичные, Минфин словно старается ответить так, чтобы чуть что он мог сказать "а я этого не говорил", я уже пост сегодня разместил по поводу очередного его письма

    ОтветитьУдалить