Удалось ли ГосДуме решить этот вопрос
пока не совсем ясно
Как я уже сообщал, 5 июля ГосДума
приняла в третьем чтении законопроект №
222476-6 «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
Изначально этот законопроект не
представлял особого (а скорее даже вообще никакого) интереса для
налогоплательщиков-коммерческих организаций, поскольку был направлен
исключительно на создание налоговых преференций для организаций сферы культуры (театров,
музеев, библиотек, концертных организаций финансируемых за счет бюджета).
Таковым, не представляющим интереса, он оставался и после первого чтения.
Однако ко второму чтению в него незаметно
была внесена, как минимум, одна поправка, которая представляет интерес для всех
без исключения налогоплательщиков-организаций, начавших в 2013 году начислять
амортизацию по подлежащим государственной регистрации объектам основных
средств, введенным в эксплуатацию до 2013 года, по которым не были представлены
документы на государственную регистрацию.
Как известно, согласно новой редакции пункта 4 статьи 259
Налогового кодекса, изменения в который внесены пунктом 6 статьи 1 Федерального
закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ, начисление амортизации по объектам
амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на
которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством
Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в
котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его
государственной регистрации.
Таким образом, с 1 января 2013 Налоговый кодекс не связывает
момент начала начисления амортизации по объектам основных средств с датой их
государственной регистрации, а ставит его в зависимость только от ввода
объектов основных средств в эксплуатацию.
При этом новые
нормы Налогового кодекса не имеют переходных положений для объектов основных
средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года. На это обстоятельство в свое время обратили внимание
Минфин России в письме от 12.03.2013
N 03-03-06/1/7285, а затем и ФНС России
в письме от 31.05.2013
№ ЕД-4-3/9944@, придя в итоге к выводу о том, что «изменения, внесенные в Налоговый кодекс законом N 206-ФЗ, не
распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января
2013 года.
Из этого
следует, что налогоплательщики до 1 января 2013 принявшие к учету и введшие в
эксплуатацию в качестве основных средств недвижимое имущество, по которому
документы на государственную регистрацию прав не подавались, не могут учесть
амортизацию, начисленную по такому имуществу, ни по нормам Налогового кодекса,
действовавшим до 1 января 2013, ни по нормам, действующим после этой даты».
И вот теперь законодатель решил устранить пробел в части
отсутствия упомянутых переходных положений для объектов основных средств,
введенных в эксплуатацию до 2013 года, и в итоге в законопроект № 222476-6
включена норма следующего содержания.
Установить, что начисление амортизации по объектам
амортизируемого имущества, права на
которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством
Российской Федерации, введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года,
начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на
регистрацию указанных прав. Налогоплательщики, начавшие с 1 января 2013 года
начислять амортизацию по таким объектам амортизируемого имущества при
отсутствии документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию
указанных прав, освобождаются от уплаты пеней и штрафов за неуплату (неполную
уплату) налога в связи с применением иного порядка начисления амортизации по
указанному имуществу.
Интересно отметить, что данный законопроект (в части
амортизации) вступает в силу через месяц после официального опубликования, но
фактически будет действовать «задним числом» для тех налогоплательщиков,
которые начали с 1 января 2013 года начислять амортизацию по объектам
недвижимого имущества, введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года при
отсутствии документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию
права на указанное имущество. То есть исключить из базы начисленную с 1 января
2013 года амортизацию, по всей видимости, все-таки придется, иначе для чего
было делать оговорку об освобождении от уплаты штрафа и пени в связи с
применением иного порядка начисления амортизации. Такая освобождающая оговорка
обычно применяется в тех случаях, когда сам налог подлежит перерасчету
(доначислению), но поскольку это происходит по независящим от налогоплательщика
причинам, законодатель освобождает его от уплаты пени и штрафа.
И все же есть основания поспорить с выводом о необходимости
исключения из базы по налогу на прибыль необоснованно начисленной (по мнению
законодателя) с 1 января 2013 года амортизации, поскольку нормы НК РФ не могут
ухудшать положение налогоплательщика «задним числом». При этом под ухудшением
положения следует понимать, не только принятие новой (ухудшающей) нормы взамен
существующей, но и принятие новой нормы в качестве восполнения пробела в
законодательстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий