пятница, 5 сентября 2014 г.

БЛИЖАЙШИЕ ОЖИДАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НК РФ В ЧАСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ


По состоянию на 5 сентября 2014 года возможные предстоящие изменения в гл. 14 НК РФ связаны с двумя законопроектами:

1) Правительственный законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового администрирования» (по состоянию на 05.09.2014 в ГосДуму еще не внесен).
2) Законопроект А.М. Макарова № 515313-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (принят в первом чтении 17.06.2014)
 
Правительственным законопроектом предусмотрены следующие изменения и дополнения в части налогового контроля:
1) возможные способы представления истребуемых документов (вручение, заказное письмо ТКС) будут распространяться и на случаи передачи документов, которые проверяемое лицо предоставляет самостоятельно (т.е. без предварительного истребования);
 
 
2) добавляется новый способ представления истребуемых документов и документов, представляемых самостоятельно – иной электронный носитель информации (т.е., например, флэш-накопитель);
 
 
3) запрет на повторное истребование документов распространится на случаи, когда первоначально документы были истребованы и представлены в рамках иных мероприятий налогового контроля проверяемого лица, а не только при проведении камеральных и выездных проверок. Следует полагать, что под такими «иными мероприятиями» могут пониматься, в частности, дополнительные мероприятия налогового контроля (которые всегда проводятся уже после окончания камеральных и выездных проверок), истребование документов в рамках налоговой проверки цен;
 
 
4) сроки рассмотрения материалов налоговой проверки автоматически продлеваются на сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК);
 
 
5) начало и окончание ДМНК будет фиксироваться в справке о проведенных ДМНК;
      В ходе обсуждения данного законопроекта предлагалось фиксировать в справке также и существо налогового правонарушения, закрепить перечень обязательных реквизитов справки, аналогичный обязательным реквизитам акта налоговой проверки. Это объяснялось тем, что ключевое значение для проверяемого лица имеют выводы проверяющих по итогам ДМНК, касающиеся установленных фактов и их правовой квалификации. Однако это предложение было отклонено Минфином со ссылкой на то, что указание на нарушения не является целью справки, в которой фиксируются сроки проведения ДМНК.
 
 
6) справка о проведенных ДМНК с материалами ДМНК (выписками из них) будет передаваться налогоплательщику, а в случае уклонения от ее получения направляться по почте заказным письмом с применением правила «шестого дня»;
 
 
7) устанавливается 10-дневный срок для представления проверяемым лицом возражений по материалам ДМНК, исчисляемый со дня получения справки о проведенных ДМНК с приложением материалов этих мероприятий. При этом исключается норма о том, что в случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.
      Таким образом, закрепляется именно та модель исчисления срока на ознакомление с материалами ДМНК и подготовку на них возражений (указание начального срока и его продолжительности), которая изначально была закреплена в п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, но по какой-то причине была отвергнута законодателем при внесении поправок в НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
     Стоит отметить, что в ходе обсуждения данного законопроекта предлагалось установить месячный (по аналогии со сроком возражений на акт проверки), срок для представления возражений по материалам ДМНК. Однако это предложение было отклонено Минфином со ссылкой на то, что в ходе ДМНК не устанавливаются новые обстоятельства, а происходит сбор дополнительных доказательств, поэтому срок является сокращенным.
 
Законопроектом А.М. Макарова предусмотрены следующее дополнение в части налогового контроля:
1) При рассмотрении материалов налоговой проверки будет вестись протокол (хотя его ведение, а также форма уже предусмотрены на сегодняшний день письмом ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@ «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов»).
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий