четверг, 10 апреля 2014 г.

Несколько слов о поправках в НК РФ, внесенных Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ


Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ помимо хороших поправок об отмене обязанности налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об открытии/закрытии счетов, внес в НК РФ и два не совсем приятных новшества. Одно из этих новшеств касается обязанности физических лиц сообщать налоговикам о своем облагаемом имуществе. Речь идет о поправках в ст. ст. 23 и 52 НК РФ, а также в ст. 129.1 НК РФ. Ниже я попробую рассмотреть их подробнее.

 Поправка в ст. 23 НК РФ устанавливает новую обязанность налогоплательщиков – физических лиц по информированию налоговых органов о принадлежащем им облагаемом имуществе (объектах) в случае неполучения ими (налогоплательщиками) налогового уведомления на уплату налога по данному имуществу (недвижимость, транспортные средства). Ее принятие обусловлено тем, что в налоговый орган не во всех случаях по различным причинам (например, техническим) может поступить информация от органов, осуществляющих учет облагаемого имущества, о наличии у физического лица такого имущества.

Данная обязанность не возникает, если ранее (в предыдущих периодах) налогоплательщик хотя бы раз получал налоговое уведомление, что свидетельствует о том, что у налогового органа имеется информация об облагаемых объектах.

Не возникает указанная обязанность и в том случае, если налогоплательщик ранее не получал уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы. Но и в этом случае, налоговый орган должен располагать информацией о том, что у налогоплательщика имеется облагаемое имущество, а сам он имеет право на налоговую льготу по уплате налога в отношении этого имущества. Представляется, что если у налогового органа информация об облагаемых объектах отсутствует, а сам налогоплательщик полагает, что имеет право на льготу, то это не освобождает его от информирования налогового органа от облагаемых объектах, поскольку из текста нормы напрямую следует, что ненаправление налоговым органом должно находиться в связи с наличием у налогоплательщика налоговой льготы (то есть налоговый орган должен знать о наличии у налогоплательщика льготы, а значит и о наличии объекта налогообложения, в отношении которого он является льготником, и в связи с наличием у него данной информации он не направляет налогоплательщику уведомление об уплате налога).

Поправка устанавливает лишь конечный (крайний) срок направления налогоплательщиком сообщения в налоговый орган. Это 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом под налоговым периодом в данном случае, по всей видимости, следует понимать тот календарный год, в котором у налогоплательщика появился объект налогообложения.

Например, если в 2014 году у налогоплательщика появился такой объект и в 2015 году за 30 дней до наступления срока уплаты налога (до 1 октября) к нему не поступило налоговое уведомление об уплате налога по этому объекту, то до конца года такой налогоплательщик должен направить в налоговый орган сообщение о наличии у него данного объекта.

Что касается поправок в ст. 52 НК РФ, то они регулируют два момента. Во-первых, устанавливается предельный трехлетний срок исчисления налога по принадлежащим физическим лицам облагаемым объектам (недвижимое имущество, транспортные средства). Этот срок составляет 3 налоговых периода (три календарных года), предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Например, налоговое уведомление, направленное в 2015 году может содержать в себе суммы налога, исчисленные по облагаемому объекту за 2012-2014 гг. Такая ситуация вероятна, например, для случаев, поступления в налоговый орган информации о наличии у налогоплательщика облагаемых объектов со значительным опозданием.

Во-вторых, поправка, определяет последствия надлежащего (своевременного) исполнения налогоплательщиком – физическим лицом новой обязанности, установленной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, по направлению в налоговый орган сообщения о наличии физического лица облагаемого объекта, при неполучении этим лицом уведомления на уплату налога по данному объекту. При надлежащем исполнении этой обязанности исчисление налога по облагаемому объекту производится начиная с того налогового периода, в котором он была исполнена.

Например, если в 2015 году налогоплательщик направил в налоговый орган сообщение о возникновении у него в 2014 году облагаемого объекта, то обязанность по исчислению налога в отношении данного объекта за 2014 год у него отсутствует. Налог будет исчисляться налоговым органом, начиная с 2015 года. Соответственно, обязанность по уплате налога в отношении этого объекта возникнет у налогоплательщика в 2016 году после получения от налогового органа уведомления об уплате налога за 2015 года.

Если же налоговый орган самостоятельно обнаружит наличие у налогоплательщика данного объекта, то в налоговом уведомлении он отразит суммы налога, начиная с 2014 года.

Нельзя не обратить внимание и на поправку, внесенную в ст. 129.1 НК РФ. Она  является одним из следствий установления данным законом обязанности налогоплательщика – физического лица по информированию налогового органа о наличии облагаемого имущества (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Законодатель отказался от распространения на это правонарушение общего размера налоговой санкции, установленной п. 1 ст. 129.1 НК РФ (5000 рублей), а дифференцировал ее в зависимости от суммы налога, подлежащей уплате в отношении облагаемого объекта, а значит и в зависимости от стоимости такого объекта (принцип – «богатый платит больше»). Так или иначе, регулятивная норма п. 2.1 ст. 23 НК РФ по замыслу законодателя должна усилить свой эффект за счет новой корреспондирующей ей охранительной нормы.

Обращает на себя внимание, что некоторое время регулятивная норма будет действовать без охранительной. Норма п. 3 ст. 129.1 НК РФ вступает в силу только с 01.01.2017 года, в то время как норма, предусматривающая обязанность по информированию налоговых органом об облагаемом имуществе вступает в силу на 2 года раньше. Здесь может возникнуть вопрос о том, будет ли до 01.01.2017 года на налогоплательщиков-нарушителей распространяться общая норма об ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу, т.е. п. 1 ст. 129.1 НК РФ? Формально для применения в 2016 году этой нормы препятствий не усматривается, но в то же время, учитывая что воля законодателя напрямую направлена на то, чтобы до 2017 года отсрочить ответственность за непредставление информации об облагаемом имуществе, то п. 1 ст. 129.1 НК РФ в 2016 году к налогоплательщикам, нарушившим указанную обязанность, применяться не должен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий