среда, 29 октября 2014 г.

Как изменилась депутатская версия законопроекта о КИКах в отличие от Минфиновской


Как известно, 22 октября депутаты ГосДумы от всех фракций внесли в эту самую Думу законопроект № 630365-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций).

Депутаты не стали ждать пока этот законопроект внесет Правительство, иначе бы с учетом всех процедур рассмотрения законопроектов в Думе (даже самых сокращенных), его не успели бы принять и подписать Президентом до 1 декабря этого года. На 11 ноября намечено первое чтение.
Содержание последней (Минфиновской) версии законопроекта, размещенной на сайте Минфина 2 сентября 2014 года, и версии, предложенной депутатами, конечно, различается. Нет больше «белого» списка стран, чьи организации исключаются из числа КИК. Вместо этого прибыль таких организаций будет освобождена от налогообложения, но сами они могут быть признаны КИК, несмотря на то, что, например, находятся в странах с высокой налоговой нагрузкой. Появился механизм судебного оспаривания признания налоговым органом той или иной организации контролируемой иностранной компанией по содержательным признакам, т. е. не связанным с владением определенной долей в капитале иностранной компании.
Ниже на примере понятия «контролирующее лицо» можно провести сравнительный анализ минфиновской и депутатской версии законопроекта: как было и как стало, плюсы и минусы для налогоплательщиков.

 

Понятие контролирующего лица (формальные признаки КЛ)

 

(=) Сохранен порог доли единоличного участия лица в КИК, при наличии которой действует неопровержимая презумпция осуществления таким лицом контроля над КИК.

Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, доля участия в организации составляет более 25% (подп. 1 п. 3 ст. 25.13)

 

(=) Сохранен порог доли участия для физических лиц совместно с супругами и н/л детьми.

При определении доли физического лица в организации учитывается единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми (п. 4 ст. 25.13)

 

(=) Сохранен порог доли совместного участия лица в КИК с одновременным установлением нижнего предела суммарной доли участия в КИК этого лица и его супруги и н/л детей.

Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц – совместно с супругами и н/л детьми), составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми  резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц – включая супругов и н/л детей) составляет более 50% (подп. 2 п. 3 ст. 25.13)

 

(+) При определении доли участия физического лица учитываются только его собственная доля и доля супруги и н/л детей. Доли иных взаимозависимых по отношению к ним лиц больше не учитываются.

 

ВНИМАНИЕ: до 01.01.2017 года признание лица контролирующим в любом случае осуществляется только если его доля прямого и (или) косвенного участия самостоятельно или с другими лицами составляет более 50%.

До 1 января 2017 года признание лица контролирующим в соответствии с п. 3 ст. 25.13 НК РФ осуществляется в случаях, когда доля участия этого лица в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50% (п. 1 ст. 3 Законопроекта).

 

Понятие контролирующего лица (содержательные признаки КЛ)

 

(+) Ограничен круг лиц, учитываемых при определении наличия содержательных признаков контроля. Это лицо должно осуществлять контроль самостоятельно (а не совместно с ВЗЛ) и осуществлять его только в своих интересах или в интересах своего супруга и н/л детей (а не в интересах любых своих ВЗЛ)

 

БЫЛО:
СТАЛО:
В целях настоящего Кодекса КЛ организации признается лицо, которое самостоятельно или совместно с ВЗЛ осуществляет контроль над этой организацией в своих интересах или в интересах взаимозависимых с этим лицом лиц.
КЛ может быть признано лицо, не отвечающее признакам, установленным п. 3 ст. 25.13, но осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и н/л детей (п. 5 ст. 25.13)

 

Содержательные признаки контроля

 

(=) Сохранен перечень содержательных признаков контроля над организацией

 

Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами (п. 5 ст. 25.13)

 

Механизм признания лица контролирующим в силу содержательных признаков

 

(+) Установлен механизм признания лица контролирующим лицом в силу наличия него содержательных признаков контроля.

3 основных этапа:

 

1) Направление налоговым органом лицу требования о представлении в течение 20 дней пояснений или уведомления о КИК в установленный налоговым органом срок.

 

2а) Представление налогоплательщиком пояснений и документов (если несогласен);

2б) Молчание налогоплательщика (если всё равно);

2в) Направление налогоплательщиком уведомления о КИК (если согласен).

 

3) Признание налоговым органом налогоплательщика контролирующим лицом с направлением ему соответствующего уведомления.

 

+ возможность судебного оспаривания налогоплательщиком налогового уведомления о признании его контролирующим лицом в течение 3 месяцев с даты получения уведомления.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий