ildman@list.ru
Одним из главных налоговых событий уходящего 2014 года стало появление Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который неофициально носит название "О контролируемых иностранных компниях". Закон сложный, но с применением некоторых из его положений придется столкнуться уже совсем скоро, ведь те, кто имеет долю участия в иностранной организации более 10% обязан будет уведомить об этом свою налоговую инпекцию. Обо всем этом и некоторых сложных моментах я расскажу ниже во фрагменте моего комментария к этому закону. Все кому интересна эта тема или у кого-то возникли какие-то вопросы можете написать об этом или здесь в моем блоге или по моему электронному адресу: ildman@list.ru
Одним из главных налоговых событий уходящего 2014 года стало появление Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который неофициально носит название "О контролируемых иностранных компниях". Закон сложный, но с применением некоторых из его положений придется столкнуться уже совсем скоро, ведь те, кто имеет долю участия в иностранной организации более 10% обязан будет уведомить об этом свою налоговую инпекцию. Обо всем этом и некоторых сложных моментах я расскажу ниже во фрагменте моего комментария к этому закону. Все кому интересна эта тема или у кого-то возникли какие-то вопросы можете написать об этом или здесь в моем блоге или по моему электронному адресу: ildman@list.ru
Информационные
обязанности участников иностранных организаций и контролирующих лиц
1.1 Общие положения.
Ст. 25.14 НК РФ конкретизирует
основания и порядок исполнения налогоплательщиками двух обязанностей
информационного характера, которые в общем виде установлены подп. 1 и 3 п. 3.1
ст. 23 НК РФ:
- обязанность по уведомлению
налогового органа об участии в иностранной организации;
- обязанность по уведомлению
налогового органа о контролируемых иностранных компаниях, в которых
налогоплательщик является контролирующим лицом.
В рамках анализа каждой из
вышеназванных обязанностей можно выделить следующие элементы:
- субъект исполнения;
- основание и условия возникновения;
- срок исполнения;
- порядок исполнения;
- последствия неисполнения
(ненадлежащего исполнения).
1.2 Уведомление об участии в иностранной организации.
Уведомление об участии в
иностранной организации в действительности предполагает наличие трех
самостоятельных уведомлений: уведомление о возникновении участия, уведомление
об изменении доли участия, уведомление о прекращении участия.
Здесь сразу необходимо отметить,
что в подп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ в буквальном смысле речь идет только об одной
обязанности: «уведомлять о своем участии
в иностранных организациях». Но системное толкование этой нормы и ст. 25.14 НК РФ дает основание
полагать, что в ней под «уведомлением об участии» в равной степени понимается
возникновение, изменение и прекращение участия для того, чтобы налоговые органы
РФ владели полной информацией на любую дату обо всех владельцах долей участия в
иностранных организациях в размере более 10%.
Во всех случаях здесь под долей участия понимается доля
единоличного участия, а не доля участия с учетом долей, принадлежащих
взаимозависимым лицам, хотя в целях применения именно ст. 105.1 НК РФ долей
участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого
физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подп. 11 п. 2 ст.
105.1, в указанной организации. То есть, поскольку ни подп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ ни ст. 25.14 НК
РФ не содержат отсылку к ст. 105.1 НК РФ, то под долей участия должна
пониматься именно доля единоличного участия.
Участие может быть как прямым,
так и косвенным. При этом размер этой доли определяется по правилам,
установленным ст. 105.2 НК РФ (здесь уже есть прямая отсылка к данной норме),
т.е по тем же правилам, которые установлены для признания лиц взаимозависимыми.
Субъектами
исполнения обязанности по представлению данных уведомлений являются налогоплательщики, признаваемые налоговыми
резидентами РФ. Следовательно,
таковыми могут являться:
1) физические лица,
в случае, предусмотренном п. 2 ст. 207 НК РФ, т.е. физические лица,
фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в
течение 12 следующих подряд месяцев;
2) юридические лица,
указанные в ст. 246.2 НК РФ, то есть:
- российские организации;
- иностранные организации, признаваемые налоговыми
резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по
вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;
- иностранные организации, местом фактического управления
которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено
международным договором по вопросам налогообложения.
Соответственно, физические и юридические лица, не
признаваемые налоговыми резидентами на момент возникновения, изменения или
прекращения у них необходимой доли участия в иностранной организации,
субъектами исполнения обязанности по представлению в налоговый орган
соответствующих уведомлений не являются.
Основаниями
возникновения обязанностей по представлению в налоговый орган трех
вышеназванных уведомлений являются три соответствующих им юридических факта:
1) Возникновение
участия в иностранной организации. В ст. 25.14 НК РФ не указано, что доля
участия при таком возникновении должна превысить 10%, но такой вывод следует из
содержания подп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ.
Соответственно,
если при возникновении доли участия в иностранной организации размер этой доли
не превысил 10%, то у владельца этой доли отсутствует обязанность по
уведомлению налогового органа о возникновении доли участия в иностранной
организации.
2) Изменение доли
участия в иностранной организации. И снова в ст. 25.14 НК РФ не указано,
что доля участия до или после такого изменения должна превысить 10%, хотя
данную норму вряд ли можно толковать в отрыве от подп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ.
Если исходить из того, что при закреплении данной обязанности законодатель
исходил из намерения взять под учет и контроль всех участников иностранных
организаций с долей участия более 10% и владеть информацией о конкретном
размере доли участия, то можно выделить следующие три условия возникновения
обязанности по уведомлению об изменении доли участия:
- до изменения доли участия размер этой доли составлял не
более 10%, а после изменения – более 10%;
- до изменения доли участия размер этой доли составлял
более 10%, а после изменения – не более 10%;
- до изменения доли участия размер этой доли составлял более
10%, а после изменения – так же более 10%.
Соответственно,
если до изменения доли участия размер этой доли составлял не более 10%, а после
изменения – так же не более 10%, то у владельца этой доли отсутствует
обязанность по уведомлению налогового органа об изменении доли участия в
иностранной организации.
3) Прекращение
участия в иностранной организации. В данном случае законодатель снова
умалчивает о том, что до прекращения доли участия в иностранной организации ее
размер должен превышать 10%. Поэтому если в очередной раз прибегнуть к
системному толкованию подп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ и ст. 25.14 НК РФ, то можно
прийти к выводу, что обязанность по уведомлению налогового органа о прекращении
участия в иностранной организации возникает при условии, что до такого
прекращения размер доли участия превышал 10%.
Соответственно,
если до прекращения участия в иностранной организации размер доли участия в ней
не превышал 10%, то у бывшего владельца этой доли отсутствует обязанность по
уведомлению налогового органа о прекращении участия в иностранной организации.
ВНИМАНИЕ: сложные
вопросы
1) Помимо оснований возникновения вышеуказанных обязанных,
связанных с возникновением, изменением доли участия и прекращением участия в
иностранной организации, стоит отметить, что законодатель напрямую не
причисляет к таким основаниям возникновение или прекращение и лица статуса
налогового резидента РФ. И этот вопрос требует законодательного разрешения или
толкования компетентными органами, поскольку у физических лиц статус налогового
резидента является «плавающим», может неоднократно изменяться в течение года.
Представляется, что изменение резидентства по общему правилу не должно
являться основанием для возникновения обязанности по уведомлению налогового
органа об участии в иностранной организации. Законодатель стремится
минимизировать количество таких уведомлений, указывая в п. 3 ст. 25.14 НК РФ на
то, что «в случае, если после
представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для
представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не
представляются». Тем не менее, стоит учесть, что при существующем положении
дел лица, намеренные приобрести долю участия в иностранной организации, могут
стремиться делать это в период, когда у них отсутствует статус налогового
резидента РФ, с тем, чтобы при последующем возникновении у них этого статуса у
них не наступала обязанность по уведомлению налогового органа о возникновении
указанной доли участия.
2) Стоит также отметить, что остается открытым вопрос о
том, с какого момента у
лица возникает (изменяется, прекращается) доля участия, учитывая, что речь
здесь может идти как о ее возникновении (изменении, прекращении)
непосредственно с момента ее приобретения (отчуждения) или же с момента
регистрации сделки и/или изменения состава участников иностранной организации в
компетентном органе иностранного государства (в случаях когда такая регистрация
является обязательной).
3) Заслуживает также внимание вопрос о том, может ли прекратиться какая-либо
из вышеназванных обязанностей, если после ее возникновения, но до истечения срока
ее исполнения основания ее возникновения отпали (стороны расторгли
договор о приобретении доли участия) либо наступило основание для возникновения
другой обязанности (после приобретения доли участия лицо сразу же произвело ее отчуждение
другому лицу и в результате прекратило свое участие в иностранной организации).
Срок исполнения
обязанности по уведомлению о возникновении участия, изменении доли участия,
прекращения участии в иностранной организации составляет 1 месяц с момента
возникновения соответствующего основания ее возникновения.
При этом законодатель особо предусмотрел, что уведомление
об участии в иностранных организациях, основание для представления которого
возникло до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е до 1
января 2015 года), представляется в срок не позднее 1 апреля 2015 года (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014
№ 376-ФЗ).
Если же такое основание возникло в первом квартале 2015
года, то следует руководствоваться п. 3 ст. 4 указанного закона о том, что «Положения абзаца первого пункта 3 статьи
25.14 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции
настоящего Федерального закона) применяются с 1 апреля 2015 года».
То есть, если основание для представления уведомления
возникло в первом квартале 2015 года, то обязанность по его представлению в
любом случае не может возникнуть ранее 1 апреля 2015 года, а месячный срок на
ее исполнение – истечь ранее 1 мая 2015 года. Соответственно, при наступлении оснований для
представления уведомления в период с января по март 2015 года обязанность по
представлению уведомления должна быть исполнена в течение апреля 2015 года.
Порядок исполнения
обязанности по уведомлению об участии в иностранной организации
предполагает последовательное совершение следующих действий:
1) Заполнение
уведомления по установленной ФНС России форме (формату). При этом
организации обязаны заполнить исключительно электронную форму уведомления, а
физическим лицам предоставлен выбор – либо бумажная форма (носитель) либо
электронная. Обязательные реквизиты уведомления в общем виде закреплены в п. 5
ст. 105.14 НК РФ.
2) Представление
уведомления в территориальный налоговый орган по месту своего нахождения (месту
жительства). Крупнейшие налогоплательщики представляют уведомление в
налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Последствием
неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанности по уведомлению об
участии в иностранной организации является возможность привлечения лица к
налоговой ответственности по п. 2 ст. 129.6 НК РФ. Согласно указанной норме
неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в
налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или
представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего
недостоверные сведения,
влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в
отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены
либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Таким образом, данная норма содержит два самостоятельных
состава налогового правонарушения:
- неправомерное
непредставление в установленный срок (т.е. в течение 1 месяца с момента
возникновения соответствующего основания) уведомления об участии в иностранных
организациях;
- представление
уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные
сведения.
В последнем случае налогоплательщик имеет возможность
предотвратить привлечение его к ответственности, если до составления налоговым
органом акта об обнаружении налогового правонарушения представит уточненное
уведомление с достоверными сведениями, поскольку в силу прямого указания п. 7
ст. 25.14 НК РФ «в случае подачи
уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об
установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных
сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной
статьей 129.6 настоящего Кодекса».
Комментариев нет:
Отправить комментарий